Татьяна БУШМАНОВА:

Когда соберутся вместе два историка и начнут обсуждать проблему — это диалог. При трех участниках — это уже дискуссия. При большем количестве это… Нет, не скандал. Это уже «круглый стол», где каждый высказывает свое мнение, не очень считаясь с мнением соседа.

Поскольку впереди нас ждет событие огромной важности — 100-летие Великой Октябрьской социалистической революции, которые некоторые считают октябрьским переворотом, Санкт-Петербургский региональный информационный центр ТАСС и Институт современного государственного развития посчитали возможным уже за два года до даты открыть проект, в рамках которого будет дано слово историками, политологами, философами — всем тем, кто в рамках цивилизованной дискуссии сможет и обосновать свое мнение, и гибко подойти к обсуждению иных взглядов. Планируется проведение циклов «круглых столов», семинаров, лекций.
В ходе беседы официальный представитель династии Романовых в России Иван Арцишевский предложил также организовать мастер-классы по этикету как для обычных горожан, так и для представителей власти, поскольку зачастую в их манерах встречаются досадные промахи.
Профессор кафедры политической психологии Института истории СПбГУ Андрей Вассоевич очень тщательно произвел разбор самого слова революция, пытаясь убедить участников в том, что это «откат назад», а не движение вперед, о чем мечтал народ. И если, с ним согласиться, то наша страна пережила четыре революции — 1905 года, февральскую и октябрьскую 1917 года и августовскую 1991, из которых Россия вылезала много лет.
По мнению директора Санкт-Петербургского института истории РАН Николая Смирнова любой строй сводился у нас к монархии, как бы монарх не назывался — секретарем ВКП(б), Генсеком, Президентом.
Доцент Института истории СПбГУ Александр Пученков углубился в вопрос, немного странный для историка — а что было бы, если бы… например, эсерка Каплан убила Ленина.
Итог подвел директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников, который примирил всех тезисом, что революция 1917 года была не менее значимым событием 20 века, чем полет Гагарина.
Огромная благодарность от всех участников была высказана директору ТАСС-Северо-Запад Александру Потехину, который задумал этот проект. Хотя, по общему мнению, к покаянию нас уже не привести — кто и за что должен каяться — еще более сложный вопрос, чем то, чем было то историческое событие — революцией или переворотом. DSC_0366