Татьяна БУШМАНОВА:

В Русском музее открылась экспозиция  «Георг Христоф Гроот и Елизаветинское время» в рамках проекта «Театр Российской истории. Дом Романовых: факты, легенды и мифы. Сага о династии».

Это было бы очень просто и очень сложно — просто собрать работы одного из наиболее выдающихся представителей «россики» — школы художнков, приехавших в Россию и ставших здесь знаменитыми. Но это было бы и очень сложно — его произведения рассыпаны по множеству музеев. Несколько великолепных работ хранятся в музее парка Кадриорг в Таллине и сейчас мало доступны для рассмотрения.

Но Русский музей смог создать не просто выставку, а воссоздать атмосферу той эпохи, срез культуры. Фарфор, серебро, ткани, —  каждый экспонат является ярким свидетельством культурной жизни России 1740 – начала 1760-х г., эпохи рококо

Идея создания подобной экспозиции исходила от Людмилы Алексеевны Маркиной, «главной гоортистки России» из Третьяковской галереи, которая предложила создать выставку к 300-летию со дня рождения художника.   Русский музей сказал «Почему бы и нет». Так открылась зрителю еще одна страничка Саги о Романовых

%d0%b3%d1%80%d0%be2

Георг Христоф Гроот  — сын придворного живописца и хранителя картинной галереи в Людвигсбурге – резиденции герцогов Вюртембергских. Учился у отца и других живописцев города. Работал в Данциге, Праге, Ревеле. В 1741 заключил контракт о принятии на русскую службу в качестве придворного живописца. В 1742 принимал участие в организации торжеств в Москве по случаю коронации Елизаветы Петровны.

В 1743 назначен инспектором Императорской картинной галереи. По его рекомендации из Германии, Богемии и Праги выписывались картины для Эрмитажа и Царского Села. Учеником художника был И.П.Аргунов.

%d0%b3%d1%80%d0%be3

Середина 18 века была периодом расцвета всех видов художественного творчества. На придворных портретах Гроота можно подробно рассматривать броши и серьги импеатрицы Елизаветы и придворных,   окружающую мебель, мелкие безделушни типа табакерок, мушниц

На выставке в 5 залах представлены 31 произведение самого Гроота, предметы интерьера, изготовленные на Императорскоой шпалерной мануфактуре, Порцелиновой (фарфоровой) мануфактуре от основоположника этого вида прикладного искусства Дмитрия Ивановича Виноградова, Ямбургском стеклянном заводе.

%d0%b3%d1%80%d0%be1

Цель музейщиков — привлечь зрителей к тому, чтобы они почитали и узнали побольше об этой удивительной Елизаветинской эпохе, эпохе дворцовых интриг и великих людей, которых изображали придворные художники. Мне кажется, они ее с честью достигли