В Русском музее открылась великолепная выставка Василия Васильевича Верещагина, чьё 175-летие мы будем отмечать осенью. В экспозиции представлены около 150 работ из Русского музея, Третьяковской галереи и частных собраний.

Художник по праву заслужил звание путешественника, первым познакомившего российскую публику с миром Востока, колоритным и загадочным. Он оказывался чаще всего именно в тех местах, где вершилась история, повествуя о событиях в жанре фотожурналистики, как бы сегодня назвали его творчество. Ученик известного французского художника — ориенталиста Жан-Луи Жерома, он перенял у него этнографическую точность картин.

Участвую в экспедициях военной миссии в Туркестан, он был свидетелем операций против бухарского эмира, обороны Самаркандской крепости. Он тщательно фиксировал и передавал в своих картинах мужество российских солдат, делая это без излишнего пафоса, показываявсю тяжесть войны. За свое мужество он был награжден Георгиевским крестом.

Это были честные картины, на которых была представлена жестокость войны с обеих сторон, правда о том, какой ценой достигаются победы и как страшны поражения.

Я никогда не видела картин из его серии, посвященной войне 1812 года. Через них мы видим, что могло бы стать с нашей Родиной, если бы французы победили. Это ужасно — конюшни в церквах, Наполеон в Кремле…. И это даже чем то напомнило кинокартины Андрея Тарковского о монголо-татарском нашествии. Тогда это было нападение варваров. Чем же отличаются от них цивилизованные французы?

И еще три картины привлекли мое внимание. Одна из них такая близкая — сестра милосердия сидит у постели и пишет под диктовку письмо раненому. Это то, что повторяется постоянно в каждом военном конфликте.Так писали наши девочки для солдат в Афгане и Чечне.

Две других — парные. Одна называется «После удачи», вторая — «После неудачи». Это не ирония, это сарказм по отношению к войне: для какой стороны конфликта удача оборачивается неудачей.

На выставке картины представлены в оригинальных рамах, разработанных по собственным проектам Верещагина. Они как окошки в том мир, который видел живописец и предлагал нам посмотреть на него его глазами

Почему я назвала Верещагина нашим современником? — Наверное потому, что его картины очень современны. Если бы у нас в армии был свой художник — баталист, то на выходе были бы те же картины, только наши солдаты были бы в камуфляже, а противники — в «афганках». История, к сожалению, часто повторяется. И это — апофеоз войны миров, войны религий. Он был при хане Батые, он повторяется и сейчас в горячих точках планеты.

Выставка чрезвычайно интересна по содержанию. Рекомендую посетить