ГМЗ «Петергоф» представил еще один фрагмент работ в Меншиковском дворце Ораниенбаума — отреставрированные комнаты Елизаветы Романовны Воронцовой, Мадам Помпадур своего времени.

Они познакомились, когда Петру III было 27, а Елизавете – 15 лет. У них было много общего: не слишком любимые в детстве, порывистые и вспыльчивые, великий князь и фрейлина питали одинаковую страсть к военным мундирам, карточной игре, табаку и хорошему бургундскому вину.

Это то, что доподлинно известно. Дальше начинаются исторические домыслы, особо ярко выраженные в недавно прошедших сериалах.

Елизавета жила в небольших комнатах первого этажа Большого Меншиковского дворца, скорее служебных, чем царских. Они, конечно, к ее приезду были роскошно отделаны золотом, но низкие потолки и небольшие размеры мало соответствовали положению любимицы Петра. Очень жалко, что не сохранилась дача Санс-Эннуи, построенная специально для нее, интересно было бы увидеть и те покои.

Открывает  показ парадное «зало». В нем реально сохранился и был отреставрирован плафон. Сюжет с охотницей Дианой ассоциирует с росписями в покоях фавориток французского двора,  и Петр подхватил эту традицию.

Жемчужно-голубой фон несколько поднимает низкий потолок с великолепно выполненной лепниной. Это то, что смогло сохраниться в зале с тех времен. В горках размещены великолепные сервизы Петербургской и Майсенской мануфактур, один из которых поддерживает игривую тему — на них изображены фаворитки французских королей.

Во второй комнате, опочивальне Елизаветы Романовны, от убранства ее времени осталась фигурная арка, за которой стояла в старые времена кровать владелицы.

За ней небольшая дверка, за которой была винтовая лестница в покои Великого князя, размещавшиеся этажом выше. Площадь всей комнаты метров  15, так что огромные спальни, которые нам показывают в фильмах —  очередной миф.

И совсем миниатюрным выглядит будуар «Мадам Помпадур» — метров 10. Это то место, где она, проснувшись, прибиралась перед приемом в постели, что было модно в те времена. В этой комнате частично сохранилась отделка стен и потолка, на котором изображена Богиня утренней зари Аврора.

К сожалению, это все,что сохранилось от тех времен. Но музейщики с любовью восстановили еще один покой Воронцовой, правда в виде, который он получил при  последнем владельце Меншиковского дворца, герцоге Георге Георгиевиче Мекленбург — Стрелицком, сыне великой княгини Екатерины Михайловны и герцога Георга, правнуке императора Павла I. Это уже вполне современный концу 19 — началу 20 века кабинет с огромным количеством фотографий, граммофоном, фонографом и другими оригинальными предметами, сохранившимися в фондах музея.

Пара слов о дальнейшей судьбе Елизаветы Романовны. Ее привязанность к Петру III была так велика, что она собралась с ним переехать в Ропшу после переворота Екатерины II. Да и сам венценосный возлюбленный просил жену , чтобы она разрешила взять ему с собой «флейту, трубку и девицу Воронцову». Не осуществилось …

После убийства Петра Екатерина отправила соперницу в подмосковную усадьбу ее отца. 18 сентября 1765 года Елизавета Воронцова вышла замуж за полковника, потом статского советника Александра Ивановича Полянского (1721—1818). Позже супруги переехали в Петербург, где Воронцова жила до своей смерти. Не появляясь при дворе официально, она бывала на частных приемах, где ее видели беседующей с наперсницей Екатерины II – могущественной графиней, «пробир-фрейлиной» А. Ф. Протасовой.

Елизавета Романовна скончалась 2 февраля 1792 года и похоронена на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. У нее было двое детей.