Я уже давно заметила, что в Эрмитаже не перевели календарь на 14 дней. Все даты российской истории там встречают по старому стилю.

Вот и сейчас экспозиция, посвященная событиям 1917 года, открывается 25 октября. При этом музейщики не пытаются разложить по полочкам тему «что это было: революция ли переворот». Это одно и тоже, только на разных европейских языках. Переворот — это изменение управления страной без смены политического строя. Значит, революция? Но новые выставки не пытаются ее отражать, поскольку и Эрмитаж, и Зимний дворец — ее УЧАСТНИКИ, они помнят те события, а организаторы просто помогают им говорить своими способами. Дворец стоял в центре того, что постигло Россию, того хаоса, и которого рождалось новое.

С начала года были проведены точечные выставки, показавшие, что было ДО ТОГО: Временное правительство и Керенский, Лазарет царевича Алексея. Стены музея помнят и визит делегации украинской Рады с требованием выдать «украинские реликвии», вывезенные в Петербург после ликвидации Екатериной II гетманства.

Эрмитаж уже не впервые обращается к теме революции. Еще 50 лет назад была предпринята попытка уйти от мифологизации событий, показать, как все было на самом деле, а не в знаменитом фильме Сергея Эйзенштейна «Октябрь». Это удивительно, но картина так вошла в повседневные события, что кадры их нее стали причислять к историческим фотографиям. Эйзенштейну была предоставлена возможность пользоваться всей территорией дворца и, поняв это, он практически переписал сценарий, который первоначально основывался на  книге «Десять дней, которые потрясли мир» американского журналиста Джона Рида.

Он сотворил миф ради художественной выразительности, потеряв по дороге истину. Однако от съемок остался огромный фотоархив, который позволяет сегодня увидеть и развеску картин того времени, и интерьеры некоторых помещений, что является огромным подспорьем для современных музейщиков.

На новой выставке нам постепенно открывается разный Зимний дворец: Зимний царский, Зимний Эйзенштейна, Зимний как герой революции.  Мы постепенно выходим за пределы стен — во дворе стоит тот самый броневик, с которого, по легенде, выступал Ленин, и пушки, действительно там находившиеся во время февральской и октябрьской революций.

Название выставки «Зимний дворец и Эрмитаж. 1917. История создавалась здесь» прекрасно отражает положение дел. Мы пройдем тем путем, которым шли вооруженные восставшие — от Иорданской галереи на первом этаже до Малой столовой на втором. Мы увидим фотографии разграбленных ими комнат царской семьи, исколотый штыками портрет Александра II.

Положение дел в те дни очень хорошо отражает фраза Д.И.Толстого, директора музея с 1909 по 1918 годы: «Можно сказать, что в это время весь Эрмитаж жил тяжелой, лихорадочной жизнью; казалось, что переживаешь кошмар или что хоронишь кого то очень дорогого и близкого …»  Но главным «революционным завоеванием» стало то, что постепенно придворный музей становился национальным — Императорский дворец и Императорский Эрмитаж, объединившись, стали одним из самых больших музеев мира.

Дизайн выставки осуществлен бюро «Caspar Conijn», которое заслужило эту честь, построив выставку в центре «Эрмитаж — Амстердам», ставшую одной из самых посещаемых.

Всего у выставки 14 тем, каждой посвящена отдельная экспозиция. Но понять и пропустить через себя представленное можно только внимательно читая тексты.

Экспозиция включает более 250 экспонатов из коллекций Государственного Эрмитажа, Государственного архива Российской Федерации, Военно-исторического Музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, Военно-медицинского музея, Государственного музея-заповедника «Павловск», Музея Фаберже и Русского национального музея. На выставке также будут представлены предметы из частных собраний и двойной портрет императора Николая II и В. И. Ленина из средней общеобразовательной школы № 206 Центрального района Санкт-Петербурга.

А вечером Зимний дворец окрасится в цвет, присущий ему в 1917 году — в красный — на  Дворцовой площади пройдет свето-музыкальная мистерия: из динамиков будут звучать тексты Ахматовой, Блока, Маяковского, Хлебникова, музыка русских композиторов Прокофьева, Шостаковича, Мясковского, Мосолова, реквиемы Верди и Моцарта и «Страсти по Матфею» Баха.

Выставка будет доступна для посещения с 26 октября.