Выставка «Бесценное наследие веков. Японское искусство XVII – XXI веков» из коллекции галереи Kasugai открылась в Константиновском дворце в преддверие Года Японии в России и 150-летия реставрации Мэйдзи, времени, с которым связывается формирование японского национального государства и японской национальной идентичности.

Большая часть представленных предметов относится к этой эпохе,  когда Страна Восходящего солнца открылась миру. В экспозиции воплощен многовековой опыт японских художников и ремесленников, яркий дух японской культуры.

Эпоха Мэйдзи было временем  глобальных перемен в Японии. Страна взяла курс на модернизацию всех сфер жизни. После многовекового управления военной ставкой во главе с сегуном власть императора была восстановлена, а класс самураев упразднён. В 1876 году был принят указ о лишении бывших самураев привилегии ношение оружия. Так постепенно древнейшее искусство создания оружия становится искусством в чистом виде.

О блестящих японских оружейниках на этой выставке напоминает меч катана, клинок которого выкован ее в XVII веке, и имеет статус  шедевра — работы исключительно высокого уровня. Указ о запрете мечей постепенно сделал его предметом декоративно-прикладного искусства, хотя и качество стали, и острота оружие оставались неизменными. Удивительным примером художественного осмысления меча в эпоху Мэйдзи является комплект из короткого меча танто с выгравированными миниатюрными изображениями и стихами 36 великих поэтов Японии.  Старые клинки часто получают вторую жизнь в произведениях современных художников.

Навыки создания оружия, монтировки мечей и доспехов легли в основу новых художественных изделий, создававшиеся в оружейных мастерских. Например, оружейных дел мастерами  была создана подвижная железная фигурка змеи. Великолепно выполненная, подвижная по всей длине, фигура змеи выразительна и лаконична.

Настольный кабинет — шедевр знаменитого японского мастера. Исследования, проведенные в ходе его реставрации, показали виртуозную технику работы с драгоценными металлами.

 

Изделиям из драгоценных металлов подражали художники по лакам. К шедеврам относятся вазы, пышно декорированные в технике  инкрустация перламутром, цветными камнями и другими материалами.

 

Редким примером высочайшего мастерства резьбы является композицию “Хурма”.  Кажется, что кость тонированная минеральными красками, воспроизводит не только мельчайшие подробности формы плода, листьев и веток, но и вощеную текстуру хурмы, глубокий свет спелости.

Новое дыхание получила живопись,  обогатившая старую школу новыми тенденциями, переварив в себе западные художественные традиции.

Церемония открытия года Японии намечена на конец мая. Музейщики надеются, что премьер министр Синдзо Абэ по достоинству оценит представленную галереей Kasugai коллекцию. И пусть японское искусство способствует не только укреплению культурных связей между двумя странами странами, но и послужит фундаментом для налаживания диалога по другим вопросам, способствует укреплению взаимопонимания и доверия между народами.