4 марта Русский музей показал вернувшуюся из Москвы картину  Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым», пребывание которой в Третьяковской галерее наделало столько шума.

Перед передачей её на юбилейную выставку Куинджи она была тщательно осмотрена, описана, сфотографирована. Поэтому у музейщиков нет никакого сомнения в том, что это именно их картина.

Злодей-похититель был не очень аккуратен, на полотне появилось несколько новых повреждений, которые будут затонированы. Срочной реставрации не требуется, поэтому картина будет гвоздём программы на открывающейся в марте выставке крымских пейзажей Куинджи в Садовом павильоне Михайловского дворца.

Что приобрёл Русский музей после этого инцидента? Антибликовое стекло на картине. Это довольно дорогое удовольствие, которое установила Третьяковка после согласия Русского музея оставить полотно до конца выставки. Когда-то после покушения на «Данаю» в Эрмитаже она уже экспонировалась под простым стеклом, но в 2007 году перед выставкой «Общества художников им. Архипа Куинджи» было решено его снять — очень плохо были видны многие значимые элементы картины. Но музейщики не в восторге от предложений закрыть картины стёклами — они считают, что нужно быть рядом с полотном, чувствовать его, чему такая защита чаще всего мешает.

Что будет дальше? Картина никогда не реставрировалась, поэтому её судьбу решит Реставрационный совет музея. Полотно поступило в собрание уже первоначально изменённым. Художник выполнил его на бумаге/картоне, впоследствии оно было продублировано на холст. Вот его судьба и будет решаться — переносить на новый или нет.

В любом случае, если хотите увидеть ставшую уже знаменитой картину, вам нужно в марте побывать в Русском музее. Возможно, вы вернётесь оттуда уже с Куинджи в кармане — мудрые пиарщики успели выпустить сувенирную продукцию с изображением фрагментов картины. Так что скоро весь город может запестрить сумками, футболками и дождевиками, раскрашенными в цвета картины. Скоро появятся кружки и магнитик. Я же предложила сделать ещё и зонтики — к петербургской погоде как раз кстати.