Остров Мальта — маленькая точка в Средиземном море, пролетая над ней на самолете, испытываешь опасение, как бы пилот не промахнулся и не сел на воду. Из иллюминаторов остров напоминает ломтик нарезного хлеба. Глядя на него, создается впечатление, что весь остров можно спокойно обойти пешком. Но, это только иллюзия! Чтобы пересечь «ломтик» с севера на юг на автомобиле или автобусе, требуется несколько часов. Дороги на Мальте извилистые и запутанные, впрочем, как и история загадочного острова, где сохранились древние памятники и следы далекого прошлого, о происхождении которых спорят многие историки, археологи и геологи. Не утихают споры и по поводу Cart Ruts — это глубокие колеи или следы неизвестных транспортных средств, окаменевшие в доисторические времена, в большом количестве встречающиеся на территории Мальты и на соседнем острове Гозо (Гоцо).

 

 

Исчезающее наследие

Оказавшись впервые на Мальте в мае 2019 года, мне хотелось осуществить давнюю мечту. Всю неделю погода радовала, солнце светило гораздо мягче, чем в летний сезон. Прохладный ветерок с моря бодрил и настраивал на долгую прогулку, неспешное знакомство с природными красотами и архитектурными достопримечательностями острова. Здесь есть что посмотреть и восхититься! Основной же задачей было найти и изучить участки с парными бороздами, о месторасположении которых я имел относительное представление.

Как выглядят Cart Ruts на Мальте, я знал из иллюстраций и множества фотографий, размещенных в интернете. Теперь хотелось увидеть их воочию, внимательно рассмотреть, измерить и постараться приоткрыть завесу тайны возникновения странных дорог, представить картину сложной транспортной системы, возникшей и исчезнувшего на острове в доисторические времена. Однако живое знакомство с колеями вызвало у меня ещё больше вопросов, идентифицировать их оказалось невозможно, но некоторые выводы я все-таки сделал. Настало время поделиться своими находками.

Любопытно, что многие участки с колеями на Мальте обозначены на туристических картах, они имеют свои названия и координаты, но добраться до них непросто. Уцелевшие борозды находятся вне туристических маршрутов и главных магистралей. Они спрятаны в глубине острова, в отдаленных районах и глухих деревнях, в десятках километрах от Валлетты — столицы Мальты.

Странно получается, Cart Ruts занесены на географические карты и многие путеводители по Мальте, а организованных экскурсий или индивидуальных программ к ним нет. В путеводителях о колеях, в лучшем случае, написано пару строк, а полной информации о феномене в официальных источниках не найти. Её вообще нет, так как борозды толком не изучены, они не поддаются научному объяснению, а историки и геологи не могут придти к единому мнению.

Хоть мальтийские колеи известны во всем мире, но они не охраняются государством, не являются национальным наследием и не входят в список ЮНЕСКО в качестве исключительного памятника мировой истории. Поэтому, местные жители делают с доисторическими дорогами что хотят — возводят на них частные дома, засыпают борозды землей для садика или огородика, строят вокруг участков каменные ограды и т.д. Внимательно рассмотреть и изучить колеи на частной территории уже невозможно, а сколько их на острове закатано в асфальт и навсегда потеряно — трудно представить. Увы, уникальные борозды на Мальте быстро исчезают, с каждым годом их становится всё меньше.

Пережив глобальные природные катаклизмы, а также деятельность римлян, арабов, рыцарей-католиков, французов и англичан окаменевшие дороги, очевидно, не смогут одолеть XXI век. Население острова непрерывно растет, застройки и транспортные сети расширяются, захватывая новые территории, в том числе с уцелевшими колеями. Такое впечатление, что власти острова закрывают глаза и намеренно допускают уничтожение следов далекого прошлого, которые не вписываются в принятую хронологию исторических событий.

 

Об автобусах, велосипедах и не только

В относительно хорошем состоянии Cart Ruts можно наблюдать на четырех участках острова Мальта. Однако чтобы добраться до некоторых из них, например, на Clapham Junction – плато Dingli или в район Naxxar, нужно потратить несколько часов и долго идти по пыльным дорогам под палящим солнцем.

Ещё в Москве я нашел и скачал приложение с расписаниями автобусных маршрутов по всему острову, а потом искал номера автобусов и остановки, которые ближе всего находятся к участкам с колеями. Мне казалось, что найденные маршруты помогут быстро добраться до заветных мест, но на деле всё оказалось гораздо сложнее.

Лайфхак: Автобусы на Мальте – это главный и самый популярный вид транспорта. Можно, конечно, пользоваться такси с кондиционером, но одна поездка в среднем обходится от 20 до 50 евро, тогда как билет на автобус стоит 1,5-2 евро. Есть возможность арендовать машину, но на острове сложное левостороннее движение – наследие англичан, очень узкие дороги и извилистые улицы, чаще всего без указателей. В такой непривычной ситуации можно легко запутаться и заблудиться или выехать на встречку и попасть в ДТП. Приятного мало. На велосипедах же на острове мало кто передвигается, так как проезжая часть в основном однополосная и на ней отсутствуют выделенные велодорожки, а тротуаров на мальтийских дорогах практически нет, даже в крупных городах.

Местные водители любят лихачить даже сидя за баранкой автобуса переполненного пассажирами. Они с бешеной скоростью мчатся по узким улицам, подрезая друг друга. В таких экстремальных условиях вождения вероятность задеть и переехать невнимательного велосипедиста, довольно велика. Поэтому, выбор безопасного и быстрого передвижения на Мальте для меня был вполне очевиден – рейсовые автобусы. Этот транспорт ходит по расписанию в любом направлении, но до многих участков Cart Ruts на автобусе, увы, не добраться. Важно вовремя выйти и не пропустить свою остановку, а потом идти пешком в нужном направлении по карте.

Водители автобусов понятия не имеют, где находятся колеи и поэтому не могут подсказать, когда нужно выходить. Местные жители, как показала практика, тоже не понимают, что именно пытаются найти и увидеть странные гости из Москвы.

Одним словом, добраться до конечной точки маршрута без подсказок водителей-лихачей и жителей острова – непростая задача.

У мальтийцев, конечно, есть собственное представление о Cart Ruts. Они видят окаменевшие борозды всю жизнь и не придают им особого значения. Многие убеждены, что колеи появились относительно недавно, возможно, в период Второй мировой войны, когда Мальту утюжили бомбы Муссолини, а союзники развернули на острове военную базу с артиллерией, зенитными комплексами и тяжелой техникой. Британцы оставили на Мальте множество следов господства, начиная с XIX до середины ХХ века. Так почему бы и Cart Ruts им не приписать?

Не смотря на заблуждение по поводу колей, мальтийцы искренне пытались помочь нам найти загадочные участки.

Лайфхак: Островитяне очень доброжелательные и коммуникабельные люди, сразу отзываются и улыбаются, когда обращаешься к ним на улице с вопросом. Даже если они не могут помочь, то пытаются подсказать варианты. Несколько раз случалось, что прохожие не знали ответов на наши вопросы, поэтому они смущались, пожимали плечами, покачивали головой и извинялись. Ни разу мы не столкнулись с грубостью, проявлением хамства или безразличия. Если же мальтиец знал подсказку, то красноречию его не было предела. Он принимался разъяснить всё в мельчайших подробностях, при этом активно жестикулируя и указывая рукой направление.

Бывает так, что туристы останавливаются на дороге на минуту, чтобы свериться с картой и найти нужное направление. К ним тут же подходят прохожие и интересуются, что они ищут, куда идут и нужна ли им помощь. Вот такие они — мальтийцы.

 

От Баку до Мальты

Перед тем, как начать рассказ об исследовании борозд на каждом из участков, мне следует признаться, что темой Cart Ruts я интересуюсь более 20-ти лет. Впервые я узнал об окаменевших колеях в Баку – столице Азербайджана, расположенной на пустынном полуострове Апшерон, богатом нефтью.

Парные борозды на окаменевшей поверхности были найдены в пригородах Баку. Однако, как и на Мальте, в Азербайджане Cart Ruts не являются памятниками истории и не охраняются в статусе уникального национального наследия. Местные жители, бизнесмены и чиновники давно застроили участки с колеями частными домами и роскошными загородными виллами с бассейнами. Если где-то на Апшероне ещё остались нетронутые борозды, то, по всей видимости, их ждет та же участь – сгинуть под гусеницами бульдозеров или оказаться закатанными в свежий асфальт.

На окаменевшие колеи на Апшероне обращали внимание многие исследователи, ученые и историки, начиная с XIX века. Одним из первых о феномене упомянул Ленц Эмилий Христианович (1804-1865) – русский физик немецкого происхождения, океанограф и путешественник, профессор, доктор филологии, действительный член Российской академии наук, участник второго кругосветного плавания в 1823–1826 годах, исследователь Камчатки.

В 1829-1830 годах Ленц занимался геофизическими исследованиями в южных районах Российской империи. В июле 1829 года он участвовал в первом восхождении на Эльбрус и определил высоту этой горы. В ходе гидрологических исследований на Каспии Ленц установил, что уровень самого большого озера в мире на 30,5 метров ниже Черного моря.

Находясь в Баку в 30-х годах XIX века, ученый тщательно исследовал береговую линию Каспийского моря. В ходе работы Ленц наткнулся на колеи «двухколесных арб» и заметил, что они тянутся вдоль берега и уходят в открытое море. По сохранившимся описаниям ученого, большая часть колеи – несколько километров, проходила под водой по скалистому дну. Кстати и на Мальте есть участки, где колеи уходят в Средиземное море и тянутся под водой через бухту, а потом выходят на поверхность на другом берегу. Об этом я расскажу подробно в ходе описания участка в районе бухты Сент-Джорджес (St Georges Bay) на юге острова.

В 2015 году я написал и опубликовал материал об исследованиях Cart Ruts в Азербайджане. Электронную версию статьи «Каменные колеи на Апшероне – доисторические «транспортные системы» можно найти и прочитать в интернете. http://azerros.ru/baku/22233-kamennye-kolei-na-apsherone-doistoricheskie-transportnye-sistemy.html

В материале я выдвинул альтернативную версию появления загадочных колей, и связал их возникновение на Апшеронском полуострове с транспортировкой нефти. Теперь же, после ознакомления и изучения окаменевших борозд на Мальте, мне пришлось пересмотреть свою позицию. Прежняя моя версия явно была ошибочной. Неизвестные транспортные средства не перевозили нефть на Апшероне. Вполне возможно, что следы были оставлены во времена, когда нефтяных месторождений ещё не было или углеводород не представлял для прежней цивилизации никакой ценности.

 

Английская шутка

Обнаружение схожих парных борозд в Азербайджане, Турции, Италии и на Мальте доказывает глобальность транспортного сообщения в далеком прошлом, за тысячи лет до римского владычества или открытия Шелкового пути, ведущего из стран Восточной и Центральной Азии в Европу.

В доисторические времена неизвестные транспортные средства перемещались на огромные расстояния – тысячи километров, что весьма непросто даже по нынешним меркам. Они бороздили прибрежные районы Каспийского моря, оттуда переезжали на территорию нынешней Турции, двигались дальше в сторону Европы, оставляли следы в Италии и на Сицилии, на островах Гозо и Мальта.

Конечным пунктом транспортного сообщения, скорее всего, была не крошечная Мальта, а африканский континент – направление борозд ведет именно в Африку.

Согласно геологическим и топографическим исследованиям европейские ученые выяснили, что до резкого повышения уровня мирового океана, нынешнюю Сицилию и Тунис связывал сухопутный коридор – архипелаг, а Мальта являлась его самой высокой точкой. Климат тогда был более влажным, весь архипелаг покрывала сеть болот, торфяников и глинистый грунт. По вязкой поверхности и двигались неизвестные транспортные средства, оставляя в земле глубокие колеи.

Наземного транспорта было настолько много, что на некоторых участках Мальты паутина колей напоминает гигантскую сортировочную ж/д станцию, где парные борозды то сходятся, то расходятся или пересекают друг друга.

Впервые на этот феномен обратили внимание англичане. В начале ХХ века они в шутку назвали участок с многочисленными колеями площадью в 2-3 гектара — Clapham Junction. Именно так в районе Лондона называется сортировочная железнодорожная станция. Шутка оказалась к месту, английское называние за участком закрепилось и теперь обозначается на всех туристических картах и путеводителях по Мальте.

Шутки шутками, а в доисторические времена на архипелаге в районе нынешней Мальты, видимо, находился транзитный пункт или большой транспортный узел, где типовые средства передвижения сортировались и распределялись по направлениям. Иначе этот феномен объяснить невозможно.

Сколько лет продолжалась транспортная активность и перемещение грузов из Европы в Африку и обратно по сухопутному коридору — выяснить уже невозможно. Но, когда эта активность закончилась, влажный грунт на архипелаге с многочисленными бороздами начал затвердевать, а потом и вовсе окаменел. Может климат на Земле начал меняться и стал более засушливым?

Впоследствии разразился глобальный катаклизм, повлекший за собой резкое повышение уровня мирового океана. Огромный архипелаг между Африкой и Италией разрушился и ушел под воду, так образовался Сицилийский пролив. Вместе с архипелагом в пучину Средиземного моря погрузились и окаменевшие колеи. На поверхности остались лишь те, что находились на верхних участках архипелага – это нынешние острова Мальта, Гозо и Сицилия. Поэтому здесь встречаются парные борозды, уходящие в море.

 

Колеи бухты Сент-Джорджес

Лайфхак: Добраться до бухты Сент-Джорджес (St Georges Bay) на юге Мальты несложно. С центрального автовокзала Флориана, у крепостных стен Валлетты, к побережью каждый час отправляются прямые автобусы №80 и 82. Время в пути занимает около часа, главное не прозевать свою остановку Nadur и вовремя выйти в районе Бордж ин-Надур.

Автобус останавливается в нескольких метрах от моря, где волны бьются об высокие стены набережной. Именно там, на скальной платформе, можно увидеть одинокую колею, уходящую в глубины Средиземного моря. Увы, участок с парными бороздами небольшой, его почти полностью застроили во время укрепления набережной. Однако короткая колея чётко видна, хоть её активно размывает море. По всей видимости, Cart Ruts пролегает по скалистому дну и выходит на поверхность с противоположной стороны бухты.

Этот феномен не дает покоя многим увлеченным людям, которые считают, что неизвестные транспортные средства могли свободно двигаться не только по земле. Их богатое воображение рисует тяжелые вездеходы-амфибии, способные нырять в воду и передвигаться по дну морскому, как по земле. Это фантастическое предположение распространено в широких кругах, но почему-то «верующие» не задаются простым вопросом: как борозды смогли окаменеть на влажном берегу моря и тем более под водой?

Там где присутствует вода или влага никакая порода окаменеть не в состоянии, за исключением кораллов, сталактитов и сталагмитов. Что касается колей, то они были проложены в мягком грунте и окаменели задолго до того, как к ним подступило море.

Таким образом, колеи в бухте Сент-Джорджес косвенно подтверждают, что когда-то Мальта была частью архипелага, который ушел под воду в результате резкого подъема уровня мирового океана. Подступившая вода покрыла давно застывшую породу и создала иллюзию, что супер-вездеходы могли колесить и по дну моря.

Что же происходило на Мальте в те далекие времена, когда море было далеко от нынешних берегов? Судя по всему, на этой земле кипела жизнь и шла активная хозяйственная деятельность, не имеющая ничего общего с примитивными культовыми обрядами и поклонением идолам. Это была технически развитая цивилизация, способная создавать наземные транспортные средства, преодолевающие тысячи километров. Более того, этот транспорт нужно было обслуживать, ремонтировать, а может и заправлять. Видимо, на Мальте находился один из транзитных пунктов или узлов, который занимался сортировкой, распределением, загрузкой и выгрузкой транспорта.

Удивительное совпадение, но спустя тысячи лет в бухте Сент-Джорджес продолжает кипеть работа. Здесь расположен современный транспортный узел – международный морской порт, в который заходят океанические суда и гигантские сухогрузы для мелкого ремонта, заправки и выгрузки контейнеров из Нового света. Им помогают швартоваться ловкие буксиры, они осторожно толкают высокие борта судов, приближая их к причалу. На палубах сухогрузов ярусами возвышаются огромные контейнеры, часть из них остается на Мальте.

Бухта Сент-Джорджес напоминает мне перекресток миров. В далекие времена здесь не было моря, но судя по окаменевшим следам транспортных средств, хозяйственная жизнь на суше проходила весьма динамично. С приходом большой воды активность в этом районе резко возросла, в бухте возвели огромный порт, и работа в нём кипит круглосуточно. И почему-то именно здесь в 1989 году решили встретиться лидеры двух сверхдержав – СССР и США, чтобы положить конец Холодной войне.

Ровно 30 лет назад в бухту Сент-Джорджес зашел крейсер, на борту которого впервые встретились генеральный секретарь СССР Михаил Горбачев и президент США Джордж Буш старший. Они провели переговоры на высшем уровне 2-3 декабря 1989 года и договорились о сотрудничестве, что стало первым шагом к окончанию Холодной войны, длившейся между странами более 40-ка лет.

 

В память об исторической встрече на берегу Сент-Джорджес установили высокий железный монумент, похожий соединяющиеся знамёна. От морского ветра и палящего солнца металлический памятник покрылся толстым слоем коррозии, но на блоке из песчаника ещё читается текст «MALTA. GEORGE BUSH. MIKHAIL GORBACHEV. 2-3 XII 1989. END OF THE COLD WAR».

Прохожие и туристы, увы, проходят мимо этого памятника, даже не задерживаются, чтобы прочитать короткий текст на монументе. События тридцатилетней давности уже мало кого интересуют, не говоря уже о том, что происходило в районе Сент-Джорджес в доисторические времена.

 

Продолжение следует

 

Анар Гасимов

журналист-историк

Член Союза журналистов России