Мне всегда тревожно, когда в Русском музее снимают со стен картины. Ужасно волновалась за «Девятый вал», когда его отправляли на выставку в Москву.

Когда в марте отправляли на реставрацию Нестеровскую «Святую Русь», мы провожали её до места, где предполагалось провести работы. Огромный стол, на который положили картину, основным персонажем которой был Иисус, смотрелась странно на фоне огромных полотен позднего сталинского периода, где вождь был главной персоной.

Я не видела особых дефектов, но реставраторы  смотрят на это по другому. В течение шести месяцев им удалось остановить и стабилизировать хронические проблемы отслоения красочного слоя от грунтовой основы. Красочный слой был укреплен клеевыми составами, уложены приподнятые края изломов и кракелюра. Устранены деформации холста. Подведенные заново реставрационные кромки и натяжка на новый качественный подрамник обеспечили оптимальное натяжение холста. С поверхности живописи удалены все поздние наслоения – записи, загрязнения, сгустки лака, остатки старых реставрационных заклеек и клея, что позволило раскрыть истинный авторский колорит картины

Картина выдающегося художника Михаила Нестерова «Святая Русь» по праву считается одним из главных живописных произведений Серебряного века русской культуры. Сам Нестеров говорил о своей работе следующим образом: «Картина сложная во всех отношениях, после нее хоть и на покой – все главное будет сказано». Действие происходит на фоне северного зимнего пейзажа. К Христу, окруженному наиболее почитаемыми на Руси святыми заступниками — Николаем, Сергием и Георгием, пришли богомольцы. На основе натурных этюдов на Соловках и в Хотькове художник сумел создать убедительные образы собравшихся. Здесь можно увидеть и людей особенно близких автору.

Прототипами женских образов стали мать художника (в картине схимо-монахиня), его сестра (женщина в ковровом платке) и няня (женщина в платке в центре картины, с ее обликом мастер связывал свое представление о русской красавице). Изображения Христа и святых кажутся сошедшими со стен храмов, росписям которых Нестеров по собственному его признанию отдал пятнадцать лет жизни. (Нестеров совместно с другими художниками работал во Владимирском соборе в Киеве, в храмах Марфо-Мариинской обители в Москве и в Абастумане на Кавказе). Эта работа сыграла важную роль в судьбе живописца. Во время первого показа еще не законченной работы на нее пришла посмотреть Екатерина Петровна Васильева, спустя несколько месяцев ставшая женой Нестерова.

Этюд для лика Христа, фигура которого расположена в левой части картины, был написан художником с придворного священника Константина Алексеевича Руднева, настоятеля церкви в Абастумане (Южная Грузия), где Нестеров в эти годы по заказу царской семьи расписывал храм во имя благоверного князя Александра Невского.

Правую часть полотна занимают изображения пришедших к Христу богомольцев. Моделями Нестерову служили как близкие знакомые художника, так и встреченные им близ Мытищ ребятишки, монахи Соловецкого монастыря и Черниговской обители Троице-Сергиевой лавры.

«Святая Русь» была показана широкой публике на персональной выставке художника в 1907 году в Петербурге. Неоднозначная картина вызвала ожесточенные споры в обществе. Например, Николай II по достоинству оценил работу Нестерова, а Лев Толстой воспринял картину негативно. Прогрессивные круги увидели в этом выразительном полотне попытку примирения с несправедливой российской действительностью.

Прямо с выставки произведение было приобретено для Музея Императорской Академии художеств. В 1909 году картину отправили на Международную выставку в Мюнхен, где она получила золотую медаль 1-й степени и была воспроизведена во многих зарубежных изданиях. В 1921 году «Святую Русь» передали в Русский музей, и там она заняла достойное место в основной экспозиции. В конце 1920-х годов произведение было убрано в фонды, где находилось до конца 1980-х годов, а затем стало вновь доступно для посетителей музея.

Реставрация производилась при финансовой помощи Газпрома, который уделяет особое внимание сохранению историко-культурного наследия России. «Картина «Святая Русь» представлена в постоянной экспозиции музея, и без неё выставка русской живописи начала XX века не может быть полной, поэтому, когда руководство музея обратилось к нам с просьбой оказать помощь в реставрации картины, мы решили обязательно поддержать инициативу. Это первая масштабная реставрация произведения за последние 100 лет и первый совместный проект Русского музея и ПАО «Газпром»», — делится пресс-секретарь председателя правления ПАО «Газпром» Сергей Куприянов.

В ближайшее время полотно будет размещено в Садовом вестибюле Михайловского дворца. Выставка одной картины продлится до 7 ноября.