Сейчас круизный отдых стал наиболее популярным среди людей пожилого возраста. Многие в течение года совершают не по одному подобному путешествию. Круизный отдых популярен и во всем мире. Об этом и не только рассказал Генеральный директор круизного центра «Инфофлот» Андрей Михайловский. На пресс-конференции, состоявшейся на борту теплохода «Лунная соната», принадлежащем компании «Созвездие», он подвел предварительные итоги навигации 2019 года и рассказал о перспективах и трендах развития круизной отрасли.

О турпотоке и тенденциях 2019 года.

В последнее время здесь наблюдается настоящий бум. За 5-7 лет количество людей, отправившихся в круизы, удвоилось. По данным Международной ассоциации круизных линий (CLIA), к концу 2019 года в круизы по всему миру оправятся более 30 миллионов путешественников, что на 6% больше по сравнению с 28,2 миллионами в 2018 году. Поэтому круизные компании в больших объемах заказывают все новые и новые теплоходы. 2019 год стал рекордным по количеству спущенных на воду круизных лайнеров: к концу года запланирован запуск 24 новых кораблей.

Самым большим лайнером, который будет введен в эксплуатацию уже в ноябре, станет Costa Smeralda вместимостью 5224 пассажира. Этот лайнер первым начнет работать на сжиженном природном газе, что делает его одним из самых экологически чистых в мировой круизной отрасли. Grandiosa MSC, корабль класса Meraviglia-plus, также дебютирует в ноябре. Он будет вмещать чуть менее 5000 гостей.

Самый маленький новый лайнер в этом году – Magellan Explorer от Antarctica 21 – на 100 гостей.

Главной точкой роста круизные компании считают Китай. Именно для китайцев компанией Costa был спущен на воду и уже прошел ходовые испытания корабль Costa Venecia.

Поколение Z в ближайшие годы станет главной целевой аудиторией для круизной индустрии, опередив поколение «миллениалов». Поколение Z предпочитает уникальный опыт, обладает еще большей страстью к путешествиям. Их привлекают тематические фестивали в круизах, особые события, совмещенные с путешествием.

Одна из главных тенденций – рост турпотока вне сезона (по всем направлениям). Также среди круизёров становится все больше тех, кто активно работает в путешествии, благодаря качественному Интернету. Растет число круизных путешественников–одиночек, даже по самым отдаленным маршрутам. Это объясняется все большим количеством качественных развлечений на кораблях.

О российском рынке круизов.

Потенциал российского выездного рынка круизов велик, однако на данный момент его емкость составляет лишь 0,3% от общего выездного потока страны – это примерно 78 тысяч пассажиров. Сюда входят и наши соотечественники, путешествующие из Санкт-Петербурга по Балтийскому морю. Для российских групп всегда предусмотрено сопровождение на русском языке.

При отправлении из Европы для российских туристов предлагаются турпакеты, в которые, помимо перелета в место начала и окончания круиза, запланировано пребывание в городе отправления с наполненной экскурсионной программой что делает путешествие еще более запоминающимся. Все это уже можно делать с телефона.

В минувшем сентябре впервые за 60 лет спустили на воду пассажирский теплоход и в нашей стране. Этот крупный лайнер построен по современным стандартам отдельного размещения. Его строительство Нижегородский судостроительный завод «Красное Сормово» вёл с 2017 года. Теплоход «Мустай Карим» выйдет в первый рейс в мае 2020 года. Он сможет вместить одновременно до 329 пассажиров и предложит гостям несколько ресторанов, баров, библиотеку, конференц-зал, SPA-салон и большую открытую прогулочную площадку.

В Черном море круизы осуществляет теплоход «Князь Владимир» — единственный здесь корабль под российским флагом. «До 80% путешествующих на нем – это люди, никогда раньше не бывавшие в круизах», — заметил Андрей Михайловский.

О новых технологиях.

Операторы не перестают удивлять туристов своими технологическими нововведениями.

Например, Princess Cruises вводит для гостей OceanMedallion, – это мини-компьютер, позволяющий быть в курсе всех событий на лайнере. Миниатюрный девайс, который используется в качестве ключа, можно носить в кармане, как браслет, брошь или подвеску.

Royal Caribbean Cruises вводит на лайнерах технологию распознавания лиц, чтобы процесс заселения гостей проходил быстрее и удобнее.

На борту нового лайнера Bellissima компании MSC Cruises в каждой каюте будет личный помощник туриста Zoe. Это устройство способно запоминать различные алгоритмы действий человека.

На большинстве своих лайнеров запустила удобное приложение и Costa Cruises. С его помощью гости могут делать заказы в ресторанах, видеть меню, общаться и звонить во внутреннем бортовом чате, следить за своими расходами, знакомиться с программой развлечений и экскурсий.

Запустили мобильные приложения и некоторые российские судоходные круизные компании.

О новых маршрутах с «Инфофлотом»

В России очень много любителей круизов, поэтому компания заинтересована популяризировать речные круизы по Европе, видя их огромный потенциал.

С 2020 года «Инфофлот» вместе с Crucemundo приготовили маршрутные новинки для российского рынка в речных круизах по Европе. Россиянам уже доступны круизы с маршрутами, включающими в себя стоянки на берегах европейских рек Мозель и Рейн. Первый рейс для россиян по этой реке заложен в маршрут рождественского Клубного круиза по Германии, который состоится на борту бутик-теплохода Crucevita с 3 по 10 января 2020 года. Это не стандартный круиз, в пути туристов ждут стоянки в том числе в таких местах, как Кохем, Виннинген, Трир.

Вторая новинка предстоящего сезона 2020 – Саар (приток Мозеля) в ближайшее время также будет доступна для россиян. Река тоже славится своими винодельческими традициями и уникальной архитектурой. Первый рейс по новому маршруту стартует в Майнце (Германия) 14 мая 2020 года на теплоходе Crucevita.

С 2019 года «Инфофлот» в партнерстве с немецкой компанией A-Rosa запустил круизные туры по европейским рекам. Открыты путешествия по рекам Сена и Рона – во Франции. В первый круизный тур дополнительной программой в Париже и перелетом «Аэрофлота» из Москвы россияне отправились на теплоходе A-Rosa Stella.

По словам Андрея Михайловского, они прогнозируют, что появление новых интересных круизов позволит в следующем году дополнительно увеличить круизный туристический поток из России в Европу. За 6 месяцев текущего года этот показатель уже возрос на 30%, и, во многом, именно за счет расширения линейки продуктов.

Также недавно «Инфофлот» в партнерстве с Crucemundo S.L. вышел на рынок с новым авторским круизным туром в Египет по реке Нил, совмещённым с дополнительной экскурсионной программой. Круиз проходит на современном четырехпалубном теплоходе. Путешествие стартует в Каире, а сам круиз – из Луксора. Маршрут тура включает в себя Каир, Эдфу, Ком Омбо, Асуан. Первый рейс стартовал 26 сентября текущего года.

Морская новинка 2020 года – круизы из Владивостока на лайнере Costa neoRomantica по Дальнему Востоку, Японии и Корее. Первый рейс стартует из Японии 12 июня 2020 года, а во Владивосток лайнер прибывает 16 июня, после чего отправляется дальше по маршруту в Южную Корею и обратно – в Японию.

В рамках восьмидневных рейсов, начинающихся и заканчивающихся во Владивостоке, туристы увидят южнокорейский город Сокчхо, японские Фукуоку, Майдзуру, а также Канадзаву, расположенную на острове Хонсю.

О внутрироссийских речных круизах и новых причалах в Ленинградской области.

Основной категорией туристов круизных маршрутов являются традиционно пожилые люди и семьи с детьми. При чем, многие совершают поездки не единожды. Круиз – это как наркотик. Съездив единожды, вы «подсаживаетесь» на этот вид отдыха и потом снова и снова совершаете круизные путешествия. Часто по одному и тому же маршруту. Понимая это, и формируется линейка круизов и экскурсионная программа, которая в каждом городе имеет разнообразную экскурсионную программу, позволяющую в каждое следующее посещение увидеть что-то новое.

Так исторически сложилось, что маршрут, соединяющий Санкт-Петербург и Москву, традиционно считается самым популярным. Во-первых, это возможность посетить оба этих города. Кто-то едет ради Москвы, кто-то ради Петербурга. Нет необходимости перечислять, что можно посмотреть в них, экскурсионная программа дает возможность широчайшего выбора. А та неделя, что длится путешествие между этими городами, максимально насыщена впечатлениями. Появляются все новые и новые места, где могут останавливаться круизные лайнеры.

Андрей Михайловский особо остановился на успехах Ленинградской области, где активно идет строительство причалов, способных принимать круизные суда. Одним из последних этим летом построен причал в Невской Дубровке, месте легендарного подвига советских солдат в годы Великой Отечественной войны. Кроме того, теперь при задержке по погодным условиям, есть возможность высадить пассажиров, спешащих по тем или иным причинам (билеты на поезд, самолет и т.д.) в Петербург. Так исторически сложилось, что маршрут, соединяющий Санкт-Петербург и Москву, традиционно считается самым популярным. Во-первых, это возможность посетить оба этих города. Кто-то едет ради Москвы, кто-то ради Петербурга. Нет необходимости перечислять, что можно посмотреть в них, экскурсионная программа дает возможность широчайшего выбора. А та неделя, что длится путешествие между этими городами, максимально насыщена впечатлениями. Это и Валаам с его уникальной природой. А благодаря постройке новых причалов в Ленинградской области, расширяется список возможных промежуточных стоянок. Пассажирам очень нравится остановка в Шлиссельбурге с посещением крепости «Орешек» или первой столицы древней Руси – Старой Ладоги. Стоянка в Сясьстрое позволяет посетить расположенный неподалеку знаменитый Александро-Свирский монастырь.

Еще на северо-западе это и Валаам с его уникальной природой, и Кижи. А на Волге это Мышкин, конечно, города «Золотого кольца». Прежде всего, Ярославль. Ярославль появляется потому, что программу хочется насытить посещением и больших городов. А из волжских городов Ярославль, наверно, максимально интересен. Это и красивая набережная, и исторический центр, и театр Волкова.

Здесь, конечно, и посещение Твери. В навигации 2020 года круизные теплоходы, с которыми работает Круизный центр «Инфофлот», сделают более 50 рейсов с заходами в Тверь и 10 из них – будет у круизной компании «Созвездие». По его словам, согласно историческим данным, круизному судоходству под Тверью в этом году исполнилось 82 года. Именно столько лет назад здесь был запущен мощный гидроузел. Канал длиною в 128 км был полностью заполнен водой в апреле 1937 года. Именно с этого момента в губернию смогли приходить многопалубные пароходы и теплоходы. «Сегодня Тверь – одна из главных туристических стоянок в круизных маршрутах. И одним из популярнейших вариантов путешествия среди наших туристов стали круизы выходного дня из Москвы в Тверь и обратно. Не зря откроет сезон в навигации 2020 года именно праздничный круиз 8-11 мая от «Созвездия» по маршруту Москва – Тверь – Калязин – Углич – Хвойный Бор – Москва», — подчеркнул Андрей Михайловский.

Ещё одна новость на 2020 год. Приоритетный партнер «Инфофлота» — Круизная компания «Созвездие» объявила о создании нового экспедиционного подразделения «Экспедиции «Созвездия», которое будет организовывать эксклюзивные круизы по рекам, озерам, морям России и мира. Экспедиционное направление сейчас становится все более и более популярным во всем мире. Первые экспедиционные круизы компании «Созвездие» состоятся в 2020 году по озеру Байкал. Этот маршрут уникален тем, что за неделю туристы смогут увидеть весь Байкал, пройдя его с юга на север и обратно. Сложность же заключается в том, что нет возможности доставить туда более вместительный корабль, да и короткий период навигации делает это нерентабельным. Поэтому можно использовать только корабли, ходящие по озеру Байкал. Путешествия будут организованы на самом большом и комфортабельном байкальском теплоходе «Империя». Ввиду небольшой его вместимости, первый объявленный круиз практически уже распродан. Предполагается совершить в следующем году два пробных круиза по Байкалу.

Большинство теплоходов передовых круизных компаний в России прошли неоднократную модернизацию. По своей сути это современные плавучие отели со всей необходимой для комфортного отдыха инфраструктурой.

На примере партнера «Инфофлот» – «Созвездия» мы видим, что операторы вкладывают миллионы в эти нововведения. Так, несколько лет назад на своих теплоходах партнеры сделали первые каюты с балконами, и на данный момент они пользуются большой популярностью среди путешественников и продаются в первую очередь.

Кроме того, в сезоне 2020 года «Созвездие» модернизирует общественные помещения и каюты теплоходов. К новой навигации более 100 кают пройдут полную модернизацию от смены планировки, замены мебели, стиля и дизайна каюты, до перестройки и увеличения ванной комнаты в некоторых категориях кают.

Несколько слов о компании «Инфофлот».

Андрей Михайловский работает в компании уже 16 лет, а возглавляет ее последние три года. Изначально это было интернет-сообщество людей, просто любящих круизы. Потом в 2003 году они решили организоваться в компанию по их продаже. Развиваясь, руководство пришло к выводу, что можно не только заниматься реализацией чужих круизов, но можно и нужно создавать свой флот кораблей. Первым был приобретен корабль «Василий Чапаев». Сейчас с «Чапаевым» решили попрощаться, вместо него уже ходят корабли большей комфортности, вмещающие большее количество пассажиров. На сегодняшний день их семь, и это уже отдельная компания «Созвездие», а «Инфофлот» является ее генеральным партнером. Помимо этого, «Инфофлот» занимается продажей путевок в морские и речные круизы по всему миру. Реализация ведется через крупнейшую в России сеть собственных офисов продаж (15 офисов продаж, расположенных в 8 регионах России), агентства и интернет-магазин, позволяющий удобно, быстро и комфортно получить полный спектр онлайн-услуг по подбору и покупке туров. «Инфофлот» организует русскоязычные группы в зарубежных речных и морских круизах, в том числе добавляя к стандартному круизу до- и послекруизную экскурсионную программу.

Ирина Сорина