В течение трех столетий лицо Петербурга постоянно менялось. С каждой новой эпохой уходили в небытие целые пласты петербургской городской культуры. Но память о них сохранилась, в том числе в художественных произведениях, фотографиях… С 1880-х до 1980-х годов произошли кардинальные изменения в облике города, связанные с революционными потрясениями и насаждением новой идеологии, сносом памятников и установкой монументов в духе новой власти, колоссальными разрушениями военного времени и вереницей перестроек и реконструкций 1950-1960-х годов.

В выставочных залах Особняка Румянцева открывается выставка «Город, потерянный во времени. Утраченные адреса Петербурга». В экспозиции представлено более 200 фотографий, живописных работ, литографий, гравюр, акварелей из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга, запечатлевших ныне утраченные архитектурные ансамбли, памятники, храмы, жилые дома, инженерные сооружения Петербурга.

Посетители выставки смогут совершить путешествие во времени по императорскому Петербургу и советскому Ленинграду, узнать, как выглядел наш город в разные исторические эпохи, увидеть утраченные памятники архитектуры и приметы повседневной городской жизни давно минувших лет.

Основу выставки составляют фотографии разных лет. Среди них работы первого светописца Петербурга, Джованни Бианки, запечатлевшие облик российской столицы 1850–1870-х годов. Петербург рубежа XIX–ХХ веков широко представлен на фотографиях знаменитого Карла Буллы. Ценным материалом является комплекс фотографий Леонида Андреевского, который в 1926–1935 годах провел подробную фотофиксацию крупных магистралей Ленинграда и архитектурных ансамблей города, переживших реконструкцию. В экспозиции можно увидеть живописные виды центральных ленинградских улиц в разных районах города, выполненные в 1970-1980-х годах Василием Егоркиным и Альбертом Белявским, и серию графических произведений Ивана Нератова начала 1980-х годов, в которых художник целенаправленно фиксировал один и тот же архитектурный элемент — въездные ворота домов в исторической части города.

Открывает выставку раздел, посвященный архитектурным ансамблям, которые в настоящее время либо утрачены полностью, либо дошли до нашего времени в кардинально измененном виде. На выставке можно увидеть старые фотографии Благовещенской (ныне пл. Труда), Воскресенской (ныне пл. Кулибина), Греческой, Знаменской (ныне пл. Восстания), Покровской (ныне пл. Тургенева), Сенной, площадей. Архитектурной доминантой всех этих площадей были здания храмов, разрушенные в советское время.

Греческая церковь. 19 век

Череду утраченных петербургских культовых зданий на выставке продолжают фотоснимки, сохранившие облик Вознесенского (Вознесенский пр. / наб. канала Грибоедова), Сергиевского (Литейный пр. / ул. Чайковского), Введенского (Загородный пр.) соборов; Суворовской (Таврическая ул.), Захарьевской (Захарьевская ул.), Космодемьянской (Кирочная ул.) церквей, храма-памятника «Спас на водах» (Английская наб. / на. Ново-Адмиралтейского канала), Рождественской церкви на Песках (6-я Советская ул. / Красноборский пер.), старообрядческой Покровской церкви (Старообрядческая ул.), Немецкой реформаторской церкви (наб. р. Мойки/ Большая Морская ул., перестроена в Дом культуры работников связи) и других.

Памятник Саперному батальону на Кирочной улице

Память о многих существовавших ранее храмах сохранилась в городской топонимике. Можно вспомнить такие названия улиц и площадей Петербурга, как Вознесенский проспект, Троицкая площадь, Захарьевская улица, станция метро Спасская…

Плашкоутный Дворцовый мост

После революции наряду с культовыми сооружениями под «удар» попали скульптурные памятники императорам и членам царской семьи, также являвшиеся неотъемлемой частью городской среды Петербурга. Как выглядели исчезнувшие с петербургских улиц монументы Петру I на Большеохтинском проспекте и Кирочной улице, Екатерине II перед Обуховской больницей и на набережной реки Фонтанки, Александру I перед зданием Александровского лицея на Каменноостровском проспекте, Александру II у Александровской больницы, великому князю Николаю Николаевичу на Манежной площади, принцу Петру Ольденбургскому у Мариинской больницы на Литейном проспекте напомнят многочисленные фотографии.

Памятник Великому князю Николаю Николаевичу старшему

Посетители выставки могут увидеть изображения общественных зданий, дворцов и особняков, жилых домов и инженерных сооружений, которые в свое время воспринимались как яркие акценты в архитектурной ткани города: Большого (Каменного) театра, Екатерингофского и Петровского дворцов, Дома Германского посольства со скульптурной группой «Диоскуры» на аттике, Введенского канала, Дворцового плашкоутного, Египетского, Пантелеймоновского цепного, Измайловского мостов, Литовского замка, Дома-сказки, театра и сада «Аквариум».

Знаменская площадь до реконструкции

Несколько изображений в экспозиции напоминают о дачных окраинах Петербурга, ныне вошедших в городской ареал — дачи графини А. Г. Лаваль на Аптекарском острове и графов Строгановых на набережной Большой Невки.эх