К концу 1920-х годов Москва-река настолько обмелела, что у Кремля ее можно было перейти вброд – остро не хватало питьевой и технической воды.

Поэтому к 1937 году возвели уникальное гидротехническое сооружение – «Канал Москва-Волга», переименованный в 1947 году в «Канал имени Москвы». Одним из важнейших направлений его деятельности является водоснабжение Москвы и связанное с ним обводнение рек столичного региона – Москвы, Яузы, Клязьмы и Учи.

Для этого создали грандиозную гидротехническую инфраструктуру: это более 200 объектов с общим запасом воды 1,6 млрд куб. м. Сюда вошли девять водохранилищ (Иваньковское, Химкинское, Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское, Учинское, Карамышевское, Перервинское) и каналы между ними, в том числе 128-километровое русло «Канала имени Москвы».

За 82 года работы «Канала имени Москвы» в столицу было перекачано 140 млрд куб. м волжской воды. Это сопоставимо с объемом четверти Черного моря (547 млрд куб. м) или шести Балтийских морей (22 млн куб. м). Ежегодно Москва «выпивает» 1,6 млрд куб. м воды, то есть практически осушает за 12 месяцев все созданные к 1937 году стратегические резервуары и непосредственно искусственное русло «Канала».

В случае прекращения подачи волжской воды они перестанут наполняться, а в главном городе России произойдет настоящая катастрофа, Москва-река превратится в систему непроточных прудов (сегодня она на 80% состоит из Волги). При остановке работы насосных станций «Канала имени Москвы» агломерация сможет продержаться не более месяца. Если в течение трех недель не возобновить перекачку Волги в Москву, потребители останутся без воды и будет остановлено судоходство.

Каждую секунду Москва-река в черте мегаполиса должна получать 35 куб. м воды. Из этого объема 5 куб. м дает АО «Мосводоканал» через Рублевский гидроузел, а 30 куб. м обеспечивает ФГБУ «Канал имени Москвы». Он поднимает волжскую воду на 38-метровую возвышенность, пропускает через свои водохранилища и затем приносит в столицу. Проходя через сложную систему гидроузлов, Волга сливается с Москвой-рекой недалеко от станции метро Щукинская.

Таким образом «Канал» делает реку Москву полноводной, а город – Портом пяти морей.

Для обеспечения работоспособность сооружений «Канала имени Москвы» при поддержке Минтранса России и Федерального агентства морского и речного транспорта проводятся текущие и капитальные ремонты, а также реконструкция стратегических объектов. Ведь их «возраст» уже превысил 82 года.

С момента запуска уникального гидротехнического комплекса совокупный объем стратегического водоснабжения превысил 140 млрд куб. м. Таким образом, за минувшие 82 года Москва «выпила» четверть Черного моря или шесть Балтийских морей. Благодаря «Каналу» столица смогла избежать серьезной экологической и техногенной катастрофы.

 

Материалы предоставлены пресс-службой ФГБУ «Канал имени Москвы»