Эту книгу я брала в руки с трепетом.. «ПЕТЕРГОФ. Годы войны». Мне сразу вспомнились семейные фотографии 1946 года. Мостик через Морской канал. Дядя и бабушка (папа ещё не был демобилизован), а сзади НИЧЕГО. Нет привычного дворца, нет Самсона-победителя.

Книга практически состоит из 4 частей. В довоенной истории рассказывается о том, что уже тогда готовились списки культурных ценностей, которые разделяли на несколько градаций — что вывозить в первую очередь, что может подождать. В списках было более 50 тысяч позиций.
Но начало войны все скомкало. Срочная упаковка, погрузка, эвакуация…
Какого труда стоило выбить свободные вагоны, погрузить в них готовые ящики и отправить все это подальше от войны.

Вторая часть — эвакуация. Горький, Сарапул, Новосибирск. И везде музейщики постоянно ухаживали за своими подопечными экспонатами. Часть из них не удалось вывезти, и они остались в объединённом хранилище в Исаакиевском соборе вместе с другими музейными экспонатами пригородных дворцов. То есть, кроме всего прочего, они пережили трагедию блокады.

В книге есть раздел «Биографии». Это тоже во многом откровение. Даже те музейщики, которые занимали руководящие посты в Петергофе, в том числе директор в 1940 — 1941 годах Финкельштейн Ю.В. и его заместитель Шеманский А. В., были призваны в действующую армию уже в июле, и сложили свои головы на полях сражений.

Особенно интересна третья часть издания. Она повествует о тех 2,5 годах, когда в Петергофе обосновались оккупанты и о чем нам мало что известно. Интересны фотоматериалы, из которых мы видим, что для съёмок оккупанты выбирали те же открыточные места, что и в довоенное время, что и сейчас. На многих ещё Самсон стоит на месте, но позже он уже исчез.

И фотографии. И документы. Их много. Финские, немецкие, английские коллекции, архивные материалы, многие из которых публикуются впервые.

Предпринималось несколько попыток освободить город, ведь наши войска стояли практически на окраинах, на улицах, по которым мы сейчас ходим, буквально за дворцом Марли.
Но они были безуспешными, в первый десант очень много советских солдат попали в плен. В книге приведены эти ужасные фотографии. И я вспоминаю маминого друга детства, который ушёл в тот десант и не вернулся… Его семья не знает, погиб он или нет, в те времена много об этом не говорили. В память об этих событиях в Александрии стоит гранитный камень, где упоминается о десантниках, сложивших свои головы за Петергоф.

Но проходит время небытия, о чем рассказывает четвёртая часть издания. Петергоф освобождён. Дворца практически нет, он был уничтожен ещё в 1941 году. Даже золото с крыши немцы пытались снять. Всё парки в блиндажах и оборонительных рвах.
Но и музейщики захоронили свои скульптуры под землёй. Пришло время их поднимать, чистить, устанавливать на свои места. Очень интересен рассказ о возрождении Самсон, без которого Петергоф немыслим. Уже в то время скульпторы по имеющимся во множестве фотографиям практически сделали, говоря современным языком, 3D модель, по которой сверяли свои линии возрождаемой скульптуры. И какой был праздник в Ленинграде, когда по Невскому на открытой платформе везли сверкающего позолотой Победителя.

Да, это был подвиг советских людей — вернуть к жизни пригородные резиденции. И эта книга в документах и фотографиях тому свидетель.

Мне очень понравилось дизайнерское и полиграфическое исполнение издания (авторы Андрей Шелютто и Ирина Чекмарева). Использование различных типов и цветов бумаги, открывающиеся карты, смотрящие с фотографий прямо вам в глаза скульптуры и портреты.

mde

Спасибо тем, кто с такой любовью сумел сделать эту книгу. Скоро она появится в продаже на сайте музея. Очень рекомендую купить это издание в первые дни, поскольку у него весьма небольшой тираж.
Эта книга дополняет издание 2018 года «Петергоф. Век музея», но не является заключительным. Ждём третью книгу и надеемся, что спонсор издания «Газпромбанк», не оставит без внимания и её.