Когда я слышала от чиновников разных рангов слова о том, что Санкт-Петербург станет столицей Арктики, то всерьёз не воспринимала это. Но, похоже, дело потихоньку сдвигается с мёртвой точки, и у нас все больше продвигается эта идея. В Смольном даже создан специальный комитет по делам Арктики.

Арктический туризм — довольно прибыльный бизнес. Туры на атомоходах все более привлекают состоятельных людей, а для китайцев это вообще мечта. Как только восстановится туристическая отрасль, многие отложившие свое путешествие к макушке земли поедут — полетят в местам стоянки ледоколов. Санкт-Петербург — огромный туристический хаб, самолёты к нам летают со всех стран мира, а вот Архангельск и Мурманск обладают значительно меньшими возможностями. Кроме того, нельзя забывать и внутренний туризм: для многих четвёртая или пятая поездка в наш город — это хорошо, но многое уже видели/ездили/смотрели. Поэтому сейчас очень важно делать новые внутригордские экскурсии, доселе неизвестные любителям града Петра.

И здесь инициатива Комитета по делам Арктики выглядит очень привлекательной.

В 2020 году ими был инициирован проект «Создание современного комплекса конкурентоспособных арктических туристских продуктов с участием Санкт-Петербурга и регионов Арктической зоны Российской Федерации». Проект запланирован к реализации с 2020 по 2023 год.
Основной целью ведомственного проекта является становление Санкт-Петербурга в качестве национального центра компетенций арктического туризма, в том числе позиционирование города в качестве отправной точки арктических туристских маршрутов, а также увеличение туристского потока, в том числе «транзитного» из Санкт-Петербург в регионы Арктической зоны Российской Федерации.

И вот в пятницу состоялась презентация первого арктического маршрута «Как покорялась Арктика» из цикла «Арктический Петербург». В торжественном открытии туристского маршрута приняли участие председатель Комитета по развитию туризма Сергей Корнеев и председатель Комитета по делам Арктики Герман Широков.
Первая вводная экскурсия, посвященная истории и современности освоения Арктики, прошла по арктическим объектам, расположенным на Васильевском острове.
Конечно, она не могла иметь другую отправную точку — Арктический и Антарктический Институт и конечно на улице Беринга, который, по сути, был первым исследователем этих суровых мест.

У Памятника полярникам (установлен в 2017 году) под петербургским совсем неарктическим дождем нам рассказали, что сейчас разрабатывается пять «арктических маршрутов», подтверждающий теорию о связи города и далёких земель.

Уже сейчас существует Арктический путеводитель по местам Петербурга. В нем 60 объектов, относящихся к тематике Арктики. Вот примерный перечень экскурсионных маршрутов, которые предполагается осуществить:

Как покорялась Арктика
Герои русской Арктики
Война в Арктике.
Петербург как центр арктического судостроения
Кронштадт — колыбель арктических экспедиций

Мы прошли по первому маршруту. Второй точкой, не удивляйтесь, было Смоленское кладбище, где нашла успокоение семья офицеров Российского флота Вилькицких. Андрей Ипполитович Вилькицкий — русский гидрограф, геодезист, исследователь морей Северного Ледовитого океана, генерал корпуса гидрографов, начальник Главного гидрографического управления.

Борис Андреевич Вилькицкий — русский морской офицер, гидрограф, геодезист, исследователь Арктики, первооткрыватель Северной Земли. Участник белого движения. Не изменив присяге, провел эвакуацию флота из Архангельска. Жил в Брюсселе. 20 ноября 1996 года прах Бориса Андреевича Вилькицкого был перезахоронен на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга рядом с могилами его отца Андрея Ипполитовича и младшего брата Юрия Андреевича. Мне было приятно видеть, что к мемориалу участники экскурсии возложили цветы.
Следующей точкой экскурсии стал музей при Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова.

Это довольно закрытое учреждение, посещение которого возможно только по спискам через ректора Академии. Но это того стоит — добиться посещения этих нескольких комнат. Я с открытым ртом слушала истории о покорение Арктики полярными экспедициями в начале 20 века. Стоя перед картой Северного Ледовитого океана можно прекрасно понять, за что мы боремся — за Севморпуть, суда по которым проводят выпускники Академии. И мне все время вспоминался роман «Два капитана» Вениамин Каверина. Там очень много переплётено опять же с Петроградом — Ленинградом и Арктикой.

Последний точкой экскурсии стал ледокол Красин. И вот здесь нельзя не вспомнить адмирала Макарова, который настоял на начале строительства ледокольного флота России. Первым был «Ермак». Ледокол был заложен в Ньюкасле. Это было первое в мире судно подобного класса, способное форсировать тяжелые арктические льды. Увы, прослужив до 1965 года, он был затоплен. А Святогор, построенный там же, жив до сих пор, хоть и изменил имя. В 1920 году во время интервенции его угнали в Норвегию, откуда именно Красин его выкупил.

Вскоре ледокол прославился на весь мир. В 1928 году при возвращении с Северного полюса потерпел катастрофу дирижабль «Италия». Оставшиеся в живых члены экспедиции генерала Умберто Нобиле и он сам оказались среди ледяной пустыни. Из всех судов, посланных на выручку, лишь «Красин» смог добраться до ледового лагеря экспедиции и спасти людей. На обратном пути он оказал помощь германскому пассажирскому судну «Монте Сервантес» с полутора тысячами пассажиров на борту, которое получило пробоины, налетев на лёд.

Дальнейшая судьба тоже интересна. Война застала ледокол на Дальнем Востоке. «Красин» был вынужден совершить переход через Тихий и Атлантический океаны, Панамский канал, чтобы поспеть к началу навигации в западном секторе Арктики. Последняя часть его пути проходила в составе Северного конвоя PQ-15.
Сейчас ледокол не выглядит уже таким, как раньше — вся надстройка переделана в 50-х годах в счёт репараций в ГДР.

И он живёт сейчас другой жизнью — жизнью музея дающего много интересных знаний свом посетителям.
А рядом у трапа, ещё одна полярная метка — 18 июня 2018 года здесь был установлен подарок Норвегии — бюст Руалю Амундсену, тоже принимавшего участие в спасении экспедиции У. Нобиле.

Экскурсия интересная познавательно. Я бы с удовольствием поучаствовал и остальных. К маю обещают сделать маршрут, связанный с полярными конвоями — в Санкт-Петербурге есть тоже небольшой, но интересный музей на эту тематику. Теперь просто нужно, как говорят, следить за рекламой. Комитет по туризму уже разместил информацию об этом маршруте на своём сайте https://visit-petersburg.ru/ru/route/233/