Татьяна БУШМАНОВА:

 Генеральный директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая рассказала о планах музея на юбилейный сезон 300-летия Большого Петергофского дворца

хпрессстол

Историю Большого Петергофского дворца принято вести от указа Петра Первого 24 января (4 февраля) 1715 года: «в Петергофе палатки сделать, канал от моря выкопать и камнем диким выкласть».
У каждого дворца свой момент рождения, свои вехи жизни, памятные и роковые даты, которыми пишется его история: «в год основания…», «до перестройки…», «после пожара…», «в день открытия музея…». Собственная история дворца как места локализации политической власти тесно связана с вехами «большой» истории.
К своему юбилею во входной зоне Большого дворца экскурсантам подготовлен сюрприз. Это Мультимедийная информационно-игровая система «Большой петергофский дворец». Мультитач-стол дает возможность посетителям в увлекательной и наглядной форме познакомиться с основными вехам истории Большого дворца.

хпланшет


Одной из страниц этой электронной истории является свадьба дочери Николая I и наследного принца Вюртембергского, которая состоялась в Петергофе в 1846 году.
Этот праздник – с балетом на открытом воздухе, ошеломительной иллюминацией – стал одним из самых ярких событий петергофской истории XIX века.
Приданое любой принцессе всегда готовилось заранее. Поэтому на серебряном сервизе на 500 персон, изготовленный в модном «Английском магазине Н. Николса и Плинке» на углу Невского и Большой Морской, стоят клейма 1839 года. Николаю Iмагазин пришелся по вкусу, и он Он был выполнен в стиле «второго рококо», украшен двуглавыми орлами и вензелем невесты. После свадьбы приданое было погружено на два фрегата. В него, кроме сервиза, входили ювелирные украшения, утварь для походной церкви, меха, мебельные гарнитуры, экипажи, фарфор, стекло, постельное белье и многое другое. Шли годы, менялась мода и хозяева серебряной посуды. Постепенно сервиз оказался рассеян по частным собраниям. Девятнадцать предметов поступили в Петергоф в 2005 году. Но это были мелкие детали — вилки, ножи… В 2014 году для продажи были предложены крупные элементы — чайники, сахарница и др. Коллекционер из Белоруссии при посредничестве вице-губернатора Санкт-Петербурга Ольги Казанской продал их музею. Финансирование сделки производилось из собственных средств Петергофа с разрешения Министерства культуры. Он сейчас выставлен в Танцевальном зале.

хсервиз

Еще одно праздничное предложение — музейная акция «История в деталях».
Выставочный проект посвящен предметам исторической коллекции из убранства Большого дворца. Светильники, живопись, фарфор представлены как свидетели, перед которыми разворачивались события трехсотлетней истории. На их «глазах» дворец жил, обретал новых хозяев, наполнялся гостями и пустел, был разорен и вновь восстановлен.
Все экспонаты этой «выставки без выставки» оставлены на своих местах. Но в анфиладе парадных залов появились неожиданные объекты, которые приглашают зрителя остановиться и вглядеться в предмет. Это кубы и пуфы, на которые посетители могут присесть и внимательно рассмотреть тот или иной предмет, выслушать его монолог.

хкуб

С «монологами» музейных предметов познакомит небольшой буклет, который все будут получать вместе с входным билетом. Поторопитесь, это предложение действует до конца апреля, пока есть возможность оставить дополнительное оборудование в залах

Петергоф при своем возрасте молод и развивается. Планы на юбилейный год огромные. Это и апрельская конференция, и участие в Ночи музеев и многое другое. В Петергофе работают подвижники, способные не уходить из дворца много часов. Музей способен зарабатывать деньги и на коммерческих условиях, предоставляя свои площадки, например, для проведения свадеб. Однако руководство, отказавшись о посредников, хочет видеть своих заказчиков в глаза, чтобы иметь возможность принять решение или о согласии, или об отказе.

хзолотой зал


Одно сейчас печалит Генерального директора ГМЗ «Петергоф» Елену Кальницкую — это отсутствие обещанного МинКультом финансирования на первоочередные работы в Ропшинском дворце, у которого в январе обрушились конструкции. Но это другая история.