открытие выставки "Окно в детство" в Доме-музее Ф. И. Шаляпина

16 апреля в 16.00 в новом пространстве Chaliapin ArtFlat открывается выставка известной художницы Елены Никитиной «Окно в детство».

Выставка посвящена воспоминаниям о советской эпохе. Художница воссоздает воображаемый город, его дома и улицы, сады и палисадники, его людей, типичные, и столь узнаваемые сцены из советской жизни.

Лирический настрой многократно усиливается от осознания того, что многое уже исчезло, что один ландшафт подменен другим, и «былое» осталось лишь в ее картинах. Полотна Елены Никитиной даруют множество ощущений, переживаний, пробуждают приятные воспоминания и поневоле заставляют ощутить себя персонажем и участником действа.

Стиль, в котором написаны картины, называется «Бидермейер». Он возник в Австрии, году в 1815, сразу после военных невзгод, которые хотелось, наверное, скорее оставить в прошлом. Вот и стали писать уютные домашние сцены, любуясь мирным интерьером и радостным заоконным пейзажем.

В России этот стиль не получил особого распространения, в отечественном искусстве предпочтение отдавалось критическому реализму, а затем великим экспериментам. Тем интереснее его нечастые проявления в российской художественной практике, и, кажется, близкими по настрою примерами можно назвать ряд работ Елены Никитиной.

открытие выставки "Окно в детство" в Доме-музее Ф. И. Шаляпина

Но каждый стиль со временем видоизменяется, приобретает нюансы, объединяется с другими стилями. Тут и «наив» — мощнейшее течение ХХ века, тут и русское народное искусство с его ярким многоцветьем, а главное — масса направлений, появившихся при раскрепощении советского искусства в 60-е.

Елена Никитина, ученица замечательного мастера Леонида Васильевича Кабачека, нашла свою неповторимую интонацию, и ее работы, всегда узнаваемые, отражают состояние души художницы. Радостное и простое на первый взгляд, оно многозначно — как фольклор или эпос. Праздники, свадьбы, застолья имеют общинный характер.

«Баня» или «Коммуналка», где фигуры расставлены в былинном мерном ритме, весьма далеки от описаний этих же тем у Михаила Зощенко, тоже жителя Сестрорецка, чье творчество художница очень ценит, даже ходит к нему «в гости…».

Такие многофигурные композиционные работы, с оттенком доброго юмора, «коллективными отдыхами», отражают емкую цельность личности этого искреннего художника, избравшего для выражения своего мира небольшой и чудесный русский город, называя его своим «окном в детство».

Аккредитация журналистов по тел./email:

8 921 914 36 98 – Мария Мельникова, зав. отделом развития СПб ГМТиМИ

dev@thatremuseum.ru

Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства
Дом-музей Ф. И. Шаляпина