«Общественное пространство» семьи Романовых.
Там можно охарактеризовать современным языком Арсенальный зал – самое просторное помещение императорской резиденции в Гатчине.
Есть во дворце парадные залы, есть жилые комнаты. А это — семейное, куда собирались все, от мала до велика, несли сюда свои игрушки, вышивальные принадлежности, где можно было похвастаться перед домашними своими охотничьими удачами. Это все — для своих, для себя.
Зал разделён колоннами на несколько камерных пространств, причем одна половина — мужская, вторая — женская и детская.
Общее — театральные подмостки, на которых не гнушался выступать сам Николай I.
Смешно смотрится катальная горка — нельзя забывать, что в семье было много молодёжи около 20 лет, для которых скатиться стоя или сидя на войлочном коврике было очень весело.
Зал восстанавливается долгих 10 лет, практически из небытия. Кропотливая научная реставрация началась лишь в 2011 году и продолжалась 8 лет. Нужно было решить, на какой период времени восстанавливать зал. Принято — третья четверть 19 века, по ней сохранилось наибольшее количество материалов.
Ещё 2 года потребовалось, чтобы наполнить восстановленный Арсенальный зал атмосферой, соответствующей эпохе правления Александра III.
Во время оккупации фашистские войска устроили здесь гараж, сделав дополнительные ворота в стене. Сотрудники ГМЗ «Гатчина» переворошили массу архивных материалов — это и единственная акварель Доу, и рисунки Михая Зичи, представленные Эрмитажем и ГМЗ «Петергоф»
Они были когда то развешены в зале и на некоторых из них рукой Александра III отмечалось, кто изображен на рисунке
Что здесь из исторических артефактов? Люстры и бра, которые успели отправить в эвакуацию — по одной штуке — так предписывалось инструкциями. Благодаря этому восстановлены все светильники в зале.
Практически все, ещё нужно дореставрировать люстру, висевшую над бильярдным столом. Да, эта игра была одной из любимых в царской семье. Причём её не чурались ни мужчины, ни женщины.
Нельзя не сказать о музейной кооперации — ведь многие предметы из Гатчины после войны попали в собрания других музеев.
Музей-заповедник «Царское Село» передал на временное хранение знаменитую бронзовую скульптуру работы Н.И.Либериха «Лисинский медведь», которая до 1941 года была выставлена в Арсенальном зале
Музей-заповедник «Павловск» передал для формирования экспозиции трофеи – головы лося и зубра, которые до 1941 года также были выставлены в Арсенальном зале.
Часть трофеев для экспозиции передал Зоологический музей.
Вообще, зал полон множеством чучел различных зверей и птиц, снабжённых табличками с указанием места и времени отстрела и главное – автора выстрела.
Благодаря открытию Арсенального зала, в экспозиции Гатчинского дворца можно будет увидеть больше предметов из знаменитого Охотничьего сервиза, выполненного мастерами Императорского фарфорового завода в годы правления Екатерины II, Александра II и Александра III.
Наверное, это было верно сделано после Революции — показывать, как жили цари. Но именно этот зал рассказывает, что это тоже были люди, которые имели свои пристрастия, семейные ценности. Хорошо, что мы стали понимать это через сто лет после того.
( 27 ) марта 1898 года Россией и Китаем в Пекине была подписана Русско-китайская конвенция 1898, согласно которой России предоставлялись в арендное пользование на 25 лет порты Порт-Артура ( Люйшуня ) и Дальнего (Даляня) с прилегающими территориями и водным пространством; кроме того, китайское правительство давало согласие распространить концессию, дарованную им Обществу КВЖД, на постройку ветки железной дороги ( Южно-Маньчжурская железная дорога ) от одного из пунктов КВЖД к Дальнему и Порт-Артуру. ( 24 ) августа 1898 года, согласно повелению Николая II, министр иностранных дел граф М. Н. Муравьёв вручил всем пребывающим в Петербурге представителям иностранных держав правительственное сообщение (циркулярную ноту), гласившее среди прочего: «Положить предел непрерывным вооружениям и изыскать средства предупредить угрожающие всему миру несчастия — таков ныне высший долг для всех Государств. Преисполненный этим чувством, государь император повелеть мне соизволил обратиться к Правительствам государств, Представители коих аккредитованы при Высочайшем Дворе, с предложением о созвании конференции в видах обсуждения этой важной задачи»