Прошу не кидать в меня булыжниками. Это моё частное мнение.
Выставка Натана Альтмана в KGallery: взгляд дилетанта
Что я знала про Натана Альтмана до посещения выставки в KGallery? Пожалуй, только то, что он автор знаменитого портрета Анны Ахматовой. В памяти всплывали какие то обрывки, но полной картины не было.
И вот сейчас, когда на площадке KGallery открылась выставка его работ, все потихоньку стало укладываться в необходимую форму.
Надо сказать, что это первая масштабная выставка художника с конца 1960-х годов.
При входе в галерею нас встречает картина «Весна», замечательное подражание импрессионистам. Туманное кружево нежных точек создаёт иллюзию просыпающегося города, когда уже тепло, но зелени ещё мало.
Далее представлены черно-белые работы на национальную тематику — иллюстрации к книге » Натан Альтман. Еврейская графика» и иллюстрации к еврейской азбуке. Правда, ничего особо национального я не заметила: обычные дети, обычные листики, обычные завитки.
Но на первом этаже я нашла занятный рисунок — та же Ахматова, но совсем в другой позе, стоящая у дерева. Она такая тоненькая, беззащитная перед будущим.
Как нам пояснили, предтечей знаменитого портрета стала картина «Католический святой», которая размещена на втором этаже. Здесь уже появляются жёсткие линии, несвойственны предыдущим работам.
Впервые я увидела предложения художника по оформлению Дворцовой площади к праздникам. Возможно, его идеи и были прогрессивны в то время, когда Зимний дворец был окрашен в охристый цвет, но даже в этом варианте декорации вряд ли бы получили бы одобрение нынешнего стража площади, директора Государственного Эрмитажа Бориса Пиотровского.
Да и вообще, в эти годы Альтман уделял довольно много внимания революционной тематике и приспособлению к реалиям жизни того времени. Стоит посмотреть на его расписной фарфор, как кажется, что это ещё один поклон властям.
Меня особенно удивил один фрагмент его жизни, который в фильме на экранах выставочного пространства назван «250 часов с Лениным». Да, они жили в одно время. Но мне и в голову не приходило, что Натана могут пригласить в Кремль для изготовления бюста вождя мирового пролетариата. Мне кажется, это было поворотной точкой в его творчестве. Он вошёл в ту когорту работников искусств, которые, по современным понятиям, именовались бы менеджерами. Да, он писал картины, занимался оформлением спектаклей, книг. Но я уже не нашла того творчества, той искры, тех мазков, которые он показывал в начале века. Да, были работы и в 40-60-е годы, но они уже без того размаха, который был свойственен ему в том, ахматовском портрете, к которому мне все время приходится возвращаться.
Одним из центральных объектов выставки стал известный скульптурный «Автопортрет (Портрет молодого еврея)» 1916 года, который редко экспонируется вне стен Русского музея.
Мне очень понравилось его выставочная презентация: в окружении зеркал он прекрасно отражает то, что произошло с художником, который мог бы стать великим, но ему все время приходилось оглядываться вокруг.
По воспоминаниям искусствоведа Михаила Мильчика, он запомнил одну эмоциональную реплику Натана Альтмана. Когда в 1969 году ему присвоили звание заслуженного художника РСФСР и Михаил пришел его поздравить, он ответил почти резко, что поздравление не принимает: «Зачем они дали мне звание, я ведь имя имею!».
На экспозиции представлены работы из коллекции самой KGallery, фондов Русского музея, музея-заповедника «Петергоф» и частных коллекций. Галеристы в условиях пандемии совершили прекрасную работу, создав такую выставку, заставляющую задуматься на тему «Художник и время»
Портреты Дега писали Натан Альтман (1927, ГТГ; «Портрет И. Д. в полосатой кофточке», 1936), Александр Лабас . Дега дружила с художником Василием Шухаевым, у неё осталось много его работ, и из её собрания в коллекцию Третьяковской галереи попал шухаевский портрет Саломеи Андрониковой