Татьяна БУШМАНОВА:
«Я очень рад, что мы это сделали, тем более что грядут тяжелые времена — сокращается финансирование реставрационных работ.» Видно было, что эти слова директор Русского музея Владимир Гусев сказал от души.
Музей — это когда вы можете найти знакомую картину на привычном месте. Полтора года нужно было путешествовать по залам, чтобы найти многие любимые произведения. А сейчас, войдя в зал Николая Ге, встречаешь знакомые с детства картины, как и многие другие в обновленных залах.
Реставрация, поскольку интерьеры считаются историческими, проходила под наблюдением КГИОП, что добавляло дополнительные трудности. Ранее здесь размещались покои Великого князя Михаила Павловича, которые после кончины супруга Елена Павловна сохранила в неприкосновенности. Оригинальное оформление было в значительной мере утрачено в конце XIX века при создании постоянной экспозиции Русского музея. Проведенная реставрация залов позволила воссоздать потолочные живописные плафоны, выполненные в технике «гризайль», и лепные карнизы, а также дубовый паркет.
Одно из главных нововведений: в пяти из этих залов установлена точечная светодиодная система освещения, которая позволяет ярко выявить художественные качества произведений. Это стало возможным за счет акцентного освещения экспозиционной площади с регулировкой всего уровня освещенности выставочных залов. Свет можно регулировать как по насыщенности, так и по тональности.
Теперь знакомы и любимые полотна можно увидеть по новому, тем более что многие из них за это время были отреставрированы
Были обновлены монографические залы В.Г. Перова, И.Н. Крамского, И.И. Шишкина, Н.Н. Ге, А.К. Саврасова.
Ведущее место в зале Шишкина по-прежнему занимает «Корабельная роща» и, благодаря новой системе точечного освещения, посетители смогут по-новому взглянуть на шедевр художника.
В зале Василия Верещагина появились работы из русской серии художника. Отдельное внимание стоит уделить уникальным рамам этих работ – они выполнены из резного дерева. Обе картины выставляются впервые. Также будут выставлены некоторые картины из его знаменитой японской серии.
В зале Крамского представлен после долгого перерыва эскиз к картине «Неутешное горе» (само полотно находится в Третьяковской галерее)
Светодиодное освещение позволит зрителям по-новому взглянуть и на творчество Алексея Саврасова: теперь вместо заснеженных пейзажей представлены воздушные, светлые работы «весенние» работы.
Сотрудники Русского музея произвели реэкспозицию живописи XIX века: появился зал исторической живописи, где впервые после долгого перерыва показана картина знаменитого художника-педагога П.П. Чистякова «Великая княгиня Софья Витовтовна».