Татьяна БУШМАНОВА:
Перед нами сидел уставший человек. Когда то давно он стоял у истоков формирования новой независимой культуры, был одним из организаторов «бульдозерной выставки», проходившей в 1974 году на пустыре в московском Беляеве. Это было альтернативное искусство, чуждое учениям соцреалима.
Оскар Рабин участвовал в организации последующей, уже разрешенной выставки независимого искусства в Измайловском парке, но это уже ничего не решало в судьбе художника. Отстаивая свое право заниматься понятным его воззрениям искусством, 1978 году он с семьей вынужденно эмигрировал во Францию и в скором времени был лишён советского гражданства. Только в 1986 году он получил французский паспорт, оставаясь все эти годы «человеком мира». В 2005 году ему вновь был выдан российский паспорт. Но прошла уже целая эпоха, друзья уходили, большая часть жизни проведена на чужбине. Ему не под силу было вернуться в Москву, тем более, что близкие уже были похоронены в Париже.
В его искусстве никогда не было нарочитой антисоветской провокации. Через поиск собственного художественного языка Оскар пришел к возможности выразить себя при помощи других, отличных от соцреализма приемов. Так в его искусстве чудесным образом пересекаются на одном полотне силуэты лианозовский бараков, очертание однотипных московских домов, композиции с бытовыми приборами, сушеная рыба, нарезанная на куски газеты колбаса … Только газета эта французская…
Художник не смог перейти на легкие европейские краски, добавляя в них древесные и тканевые элементы, от чего картины приобретают трагичный вид. В последние годы в его творчестве появились чуть более светлые сиренево-фиолетовые оттенки. Что это, переход к новому этапу жизни?
Сейчас художник бывает доволен своими картинами на 20-30%, постоянно дорабатывая, дописывая, а иногда просто соскабливая краски с полотна. Возраст дает о себе знать (ему 85 лет), зрение уже подводит, трудно долго работать. Но те картины, которые появились в последние годы и именно которые выставлены в эти дни в галерее современно искусства Эрарта, показывают что связи с Россией не могут прерваться никогда. Здесь мы видим и его российский паспорт, и православные иконы, и букет черемухи …
Но все более проступает чувство одиночества, особенно, когда смотришь на картину с символичным названием «Вокзал Пер Лашез. Конечная остановка».
И сейчас все сильнее понимаешь, что годы, проведенные вне Родины, оставили незалечиваемую рану на сердце этого немолодого человека…