История создания русских арф началась с 1948 года, когда мастера ленинградской фабрики им. Луначарского уговорили известную арфистку Ксению Эрдели отдать им на разборку одну из ее арф, чтобы понять, как все это сделано. Срок службы любой, изготовленной хоть в самых известных мастерских, не превышает 50 лет, поэтому завод смог получить желаемое и заглянуть в секреты изготовления инструмента.
Первый собранный образец был не очень удачным, но уже второй полностью удовлетворил приемочную комиссию.
Так началась история бренда «Русская арфа». Потребности в инструменте были достаточно высоки как в нашей стране, так и за рубежом. Это определялось и развитием внутреннего рынка и невысокой ценой для внешнего. На фабрике была организована акустическая лаборатория, которая помогала мастерам улучшать качество звучания.
В лихие 90-е этот вид музыкального инструмента мало кого интересовал, производство постепенно заглохло, известная торговая марка фабрики им. Луначарского исчезла с рынка. Но все плохое заканчивается когда — либо. И вот группа энтузиастов во главе с Игорем Анатольевичем Матвиенко взялась за возрождение промысла. Да-да, по номенклатуре это именно так, поскольку в значительной степени при производстве используется ручной труд, и за это можно получить определенные субсидии.Так возникло предприятие Resonance Harps, единственное, изготавливающее эти инструменты в России.
Производство небольшое, несколько комнат на двух этажах. 20 человек изготавливают 4-5 арф в месяц. Среди них инструменты как для профессионалов, так и для начинающих.
При производстве корпуса используется отечественная древесина. Ее вид зависит от того, в какой части инструмента применяется материал: для деки — резонансная ель, рама и корпус – твердый клен, также в конструкции присутствуют компоненты бука и березового шпона.
Как оказалось, на цвет инструмента тоже есть мода. Сейчас основными являются махагон и вишня.
Струны импортные: тонкие нейлоновые и толстые металлические. Очень интересно под пальцами ощущать средний диапазон, выполненный из жильного материала — он очень живой. Звучание данной арфы — загадка до последней секунды. И ее звук значительно меняется с возрастом.
Учить игре нужно с детства, с маленьких арф. Увы, даже музыкальные школы покупают взамен устаревших импортные инструменты. Вот вам и поддержка отечественного товаропроизводителя — до сих пор покупка только аккордеонов и баянов входит в перечень дотируемых для таких образовательных учреждений. И очень обидно, что до 90% инструментов сейчас закупают зарубежные компании.
Да и в беседах на предприятии мы ни разу не слышали слово «культура» применительно к министерству или комитету Правительства Санкт-Петербурга. Кто, как не они, должны быть заинтересованы в продвижении отечественных музыкальных инструментов?