Арт-проект «Подобно Богам», представленный музеем Академии художеств, приурочен к событию, имеющему, без сомнения, мировое значение — чемпионату мира по футболу, который впервые принимает у себя Россия. Это серия портретов мировых футбольных звезд и тренеров в исторических образах, выполненных итальянским художником Фабрицио Биримбелли. 

В галерее образов, созданных Ф. Биримбелли, такие имена, как: Джанлуиджи Буффон, ЗинединЗиданЗлатан Ибрагимович, Лионель МессиКриштиану Роналду, Уэйн РуниФранческо Тотти, а также российские футболисты Александр Кержаков, Иван Новосельцев и Роман Широков. Работы Ф. Биримбелли находятся в личных коллекциях игроков «Ромы» Франческо Тотти и игрока «Челси» Антонио Рюдигера.  Выставка будет экспонироваться в Тициановском зале Музея Академии художеств и включать более 40 портретов. 

В центре внимания организаторов выставки — игра, как культурный феномен, имеющий сложное выражение в художественном языке искусства. Футбол это один из вариантов «игры в мяч» — древнейшей забавы человека. Одна из «футбольных» легенд утверждает, что первый мяч изобрела сама Афродита.  

Александр Кержаков

В понимании «древних» игра способствовала воспитанию тела, а это было необходимым условием для духовного совершенствования. Для античного атлета игровой процесс — это не примитивная физическая активность, но один из важных способов духовного упражнения. Потому-то знаменитые эллинские Олимпийские игры имели важное религиозное значение. Однако игра в мяч, в отличие от других видов состязаний, спортивную элиту не привлекала. Почетны были борьба, бег или гонки колесниц, а вот игрой в мяч увлекались обычно не профессиональные атлеты, а простое население, что предопределило некий футбольный демократизм, который и сделал футбол самым популярным видом спорта. «Эпискирос» — любимое занятие жителей Спарты, и «гарпастум», появившийся у римских легионеров, возникли именно как вариант коллективного «командного» соревнования, как «спорт для всех». 

На выставке мы не увидим привычных экспозиционных схем, когда современного зрителя стремятся «погрузить», «вовлечь» в некое смоделированное пространство, где обитают предметы и объекты. Здесь все представлено как будто даже легкомысленно и непринужденно. Все построено так, чтобы мы не отвлекались от главного.  

Рональдо

Именно по этой причине на экспозиции представлены две группы предметов: портреты итальянского художника Фабрицио Биримбелли и скульптура. Первых большинство, и это живые герои современности. Скульптурных работ намного меньше и они, скорее, второстепенные герои, без которых главному герою не сыграть: они создают тот необходимый для раскрытия смысл повествования фон и нужны как «архетипы», связывающие все возникающие коммуникации в единое целое. Скульптурные античные герои и боги не только призваны свидетельствовать о совершенстве и красоте, как об абстрактных моделях идеального, но и призывают стремиться к этому идеалу, убеждая нас в возможности его обретения. Таким образом, в представленной серии портретов прославленные кумиры современного футбола соседствуют рядом с теми, кто олицетворяет вечное стремление человека к Совершенству. 

Роман Широков

Портретов больше сорока. Они «собираются» вокруг скульптур, подобно античным воинам, сражавшимся плечом к плечу со своими вождями. Такая ассоциация возникает не случайно. Во-первых, мы вспоминаем прославленных античных героев, приравнивая к ним современных героев футбольных матчей. Как когда-то давно рядом с Ахиллесом под стенами Трои дрались отважные мирмидоняне, как триста спартанских гоплитов во главе с царем Леонидом бились с персами в тесных Фермопилах, так и теперь современные Леониды и Ахиллесы бьются за славу быть первыми.  

Лионель Месси

В этом же контексте представленные на выставке портреты будто продолжают ренессансную тему «viri illustres» и напоминают нам — не по форме исполнения, но по идее — знаменитые флорентийские портреты Андреа дель Кастаньо, изображавшего «великих мужей древности». Флорентиец дель Кастаньо в XV веке писал знаменитых военачальников. Римлянин Фабрицио Биримбелли в XXI веке пишет знаменитых спортсменов. Биримбелли понимает значительность портрета как жанра, так как его понимает профессиональный мастер «классической эпохи». И это удивительно, ведь мы говорим о творчестве не профессионального художника, а скорее, профессионального болельщика. Он создает свои произведения, используя не классические инструменты живописца, а прибегая к современным технологиям: как специалист по компьютерному программированию он расширил свой арсенал компьютерной графикой.   

С другой стороны, кому и писать портреты футболистов, как не футбольному болельщику, который не отвлеченно, а буквально переживает триумфы и поражения  своих кумиров. Такая позиция «дилетанта» создает известное преимущество: искренность, которой так подчас недостает профессионалам, у Биримбелли присутствует в каждом портрете и воспринимается легко и убедительно. Используя известную схему репрезентативного портрета, художник, если и повторяет некоторые приемы придворного художника прошлого, то только там, где ему необходимо было выполнить главную задачу этого жанра — возвеличить и прославить модель, признав ее идеальность. Там, где мы ругали бы профессионального художника за «условность и театральность», за нарушение «общих правил цитирования», Биримбелли, действуя по творческому наитию, даже не пытается камуфлировать свою искреннюю вдохновенность нелепыми попытками казаться профессионалом.  

Художник, возможно, даже не мечтал о подобных параллелях, но, как это обычно бывает, истинные смыслы происходящего обнаруживают себя не сразу. Герои современного футбола у Биримбелли равны героям, например, Лисиппа или Поликлета. Античность вдохновляет Современность. Они играют, отдавая и принимая мяч, чтобы в конце концов выйти «один на один» к Победе…