В Манеже открылась совершенно необычная выставка, практически выставка одного человека, Христа. Он показан, пожалуй, самый трагичный момент своей земной жизни: ночь перед распятием, ночь в темнице.

Канонически его изображаютя сидящим с рукой, приложенной к щеке. Но это не иконы, это объемные скульптуры, вырезанные, вытесанные — любой способ передает страдания человека — терновый венец, капли крови. Именно так в 17 века изображали этот эпизод. Впервые я видела это в Брно много лет назад. В 80-е годы появилась информация о пермских Богах — вышла книга, которые на многие годы стала единственной о русской деревянной скульптуре.

Откуда пришли к нам эти изображения,  в общем то чуждые для русского православия Боги? Ученые до сих пор спорят об этом. 

Первые скульптурные изображения Христа в темнице были выполнены белорусскими резчиками, работавшими для патриарха Никона. В Воскресенском соборе Новоиерусалимского монастыря под Москвой, который создавался наподобие храма над Гробом Господним в Иерусалиме, рядом с Голгофским приделом была устроена «темничка», куда поставили такую скульптуру.

Однако вышло постановление Святейшего синода, запрещавшее “иметь в церквах иконы резные или истесанные, издолбленные, изваянные”.  Тогда становится более понятно, почему большинство скульптур находятся сейчас вдали от центра, в северных районах России. Некоторые же специалисты считают, что это связано с еще сохранившимся в некоторые местах языческим культом.

Это скорее не традиционная выставка, а инсталляция на тему. Ни одна скульптура не отделена от посетителей, и они могут буквально в мелких  деталях рассмотреть работы мастеров.

Входя в зал, вы видете ЕГО, сидящего на фоне колышащегося леса, который придает еще больше драматизма всему..

На первом этаже выставки передается именно идея темницы: все скульптуры поставлена в своеобразные “темнички” — ниши , в которых лампами изображен нимб.

И далее… дорога к распятию …

 

Второй этаж построен в виде лабиринта, центром которого является единственные “темничка” на выставке, которую сумели сохранить и предоставить на выставку музей города Моршанска.  

 

Совсем рядом — деревянная скульптура с характерными скулами и немного раскосыми глазами из Перми. Путешествуя по лабиринту, вы сможете рассмотреть каждую скульптуру со всех сторон, в том числе со спины.

По какой то загадочной причине на выставке ровно 33 скульптуры Христа. И 12 камня, ведущих к  распятию.

Конечной  точкой выставки является планшет мониторов, на которых вы можете наблюдать за перемещением зрителей в зале. Символ? В какой то степени да. Все мы в темнице, за нами наблюдают. Кто? Оставим этот вопрос за скобками.

Всего для выставки предоставили  свои шедевры 14 музеев, в том числе Пермская государственная художественная галерея и Третьяковская галерея, Государственный русский музей, Музей истории религии, Музеи Тотьмы, Переяславля — Залесского, Моршанска, Череповца и Углича — множество небольшой провинциальный музеев — хранителей малоизвестных шедевров  России.

У выставки, возможно, будет продолжение: итальянская сторона чрезвычайно заинтересовала в показе экспозиции в одном из соборов Рима. Увы, все там не показать: это не площади нашего Манежа, который сделал очередную выставку, которая не может не заинтересовать горожан и гостей города.

Кроме того, ближе к ее окончанию  предполагается проведение научной конференции, посвящённой атрибуции скульптур — это тот вопрос, который очень интересует музейщиков.

В заключении не могу не назвать здесь двух имен, без которых эта выставка не состоялась бы:

– Семён Михайловский, ректор петербургской Академии Художеств, Комиссар павильона России на Венецианской биеннале
Великолепный подбор экспонатов — невероятный труд. 14 из 15 музеев, которым были сделаны приглашение, согласились привезти свои сокровища в Манеж.

– Антон Горланов, дизайнер экспозиции
Могу сказать одно: это успех, рожденный, как мне показалось, в постоянных спорах.