В корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка “Осень русского средневековья”. Если в западной Европе переход от средневековья в новому времени пришелcя на 1615-16 века, то в России Это произошло чуть позже, в 17 веке. Закончились смутные времена, в прошлом ушли правители династии Ивана Калиты, до рождения Петра Первого еще оставалось время. Ведь именно с его приходом к власти началось Новое время в истории нашей страны. На выставке как раз и показан кусочек истории допетровского периода.
Было чрезвычайно интересно рассматривать, какое влияние оказало на иконопись искусство Западной Европы, Италии, Голландии. Сразу бросилась в глаза огромная разница между Троицей Андрея Рублева и Симона Ушакова. Строгость Рублева, аскетизм фигур вступают в диалог с яркими красками, богатым убранством трапезы Ушакова.
Здесь впервые появляются перспективы, очень похожие на те, что можно увидеть в библиях с картинками, которые стали поступать в Россию из Голландии. Художники этой страны обязательно проходили стажировки в Италии, поэтому многие картинки очень похожие на, например, произведения Паоло Веронезе.
Очень интересно рассматривать иконописные интерпретации западных сюжетов, когда тема та же, но изображения чрезвычайно своеобразные.
На выставки представлены целые доски с клеймами, которые полностью воспроизводят сюжеты голландских и итальянских художников. При этом выписано буквально каждое перышко на ангельских крылышках
На выставке использованы более 400 произведений искусства только из собрания Русского музея. Эта коллекции сложилась на базе собрания Николая Петровича Лихачева, поступившего в 1914 году, финансирование приобретения которого осуществлялось Николаем II. В дальнейшем пополнение шло за счет экспедиций музейщиков.
Очень интересно показаны работы реставраторов. На расчищенных досках показаны фрагменты того, как это выглядело до начала работ. И здесь на иконах мы видим уже не лики, характерные для русской иконописи, а уже более человечные лицах святых.
Так же многопланово сочетаются старина и новизна не только в «черных досках», но и в ювелирных изделия, и в предметах прикладного искусства, широко представленные в открывшейся экспозиции.