В заключительной серии путевых заметок о Берлине хотелось бы опровергнуть стереотипы, которые давно прижились в России и несправедливо искажают облик и характер современных немцев. Их до сих пор ассоциируют с нацистами и фашистами, холодными и высокомерными, наглыми и крайне неприятными людьми. Эти образы сформировались с войны и живут уже 80 лет, хотя немцы стали совершенно другими. Они пережили раскол и воссоединение Германии, разрушили Берлинскую стену, создали Евросоюз и новую денежную единицу, инициировали программу возвращения евреев в ФРГ, а теперь принимают и создают условия для беженцев из стран Африки и Азии.

Сюрприз пятый: зачем евреев вернули в Германию?

До волны африканских и азиатских беженцев, Германия принимала бывших граждан СССР – тех, кто спешно покидал постсоветское пространство, парализованное политическим, экономическим и социальным кризисом. Бедствующие граждане не видели будущего в обнищавших республиках, раздираемых межнациональными конфликтами и гражданскими воинами, опустившимися до разгула бандитизма, воров в законе, грабежей и тотальной коррупции. Выжить в условиях лихих девяностых могли немногие, а совершенно отчаявшиеся стремились эмигрировать заграницу и начать жизнь заново.

Германия в то время казалась для советского человека настоящим Эдемом – островом спасения, но двери в европейский рай были открыты далеко не всем. Немцы организовали своеобразную селекцию и тщательно отбирали желающих обрести новый дом в Германии.

По иронии судьбы селекционный отбор свободно и без проблем проходили те, кого полвека назад фашисты выдворяли и уничтожали по всей Европе. Немецкое правительство зазывало советских евреев обратно в страну, спровоцировавшую страшную трагедию ХХ века — Холокост и антисемитизм. Что же в 90-х годах двигало немцами? Неужели только чувство вины, раскаяния и желание вернуть долг евреям, родители и родственники которых погибли в газовых камерах, печах и концентрационных лагерях? Вполне возможно, но программа возвращения евреев в Германию странным образом совпала с аналогичными мерами, предпринимаемыми правительством Израиля в тот же период времени.

После развала СССР во многих независимых республиках появились израильские организации, агитировавшие и помогавшие местным евреям репатриироваться на историческую родину с возможностью сразу получить гражданство, социальное жилье и материальную поддержку. Чтобы воспользоваться этими благами, претенденту требовалось лишь подтвердить свои еврейские корни по сохранившимся документам. Причем, совершенно необязательно было подтверждать еврейство обоих родителей. Вполне годились документы о еврейском происхождении бабушки со стороны отца или матери. Этого было достаточно, чтобы получить право репатриации в Израиль вместе со всей семьей и детьми.

Быть евреем вдруг стало модно! Поэтому к еврейскому народу начали тянуться и примыкать представители других национальностей. Их евреи называют – гой, на идише молодых неевреев именуют «шейгец», а неевреек – «шиксэ». В 90-х годах предприимчивые гои заключали фиктивные браки с представителями иудейского народа, собирающимися в перспективе репатриироваться в Израиль. Так, гои получали право выезда с еврейской семьей заграницу, причем не только в землю обетованную.

Германия пошла по тому же пути и начала активно зазывать советских евреев в ФРГ, создавая конкуренцию израильским организациям и государственному агентству по репатриации. Между двумя странами развязалась борьба за каждого еврея!

Германия и Израиль жестко соревновались в формировании для эмигранта более выгодного и качественного пакета социальных льгот с медицинской страховкой, компенсациями за обучение и получения высшего образования, возможностью овладеть новой специальностью или профессией, трудоустроиться и безболезненно пройти абсорбцию. Более того, первым репатриантам и эмигрантам с семьями гарантировалось социальное жилье с мебелью, бытовой техникой и посудой.

Такой щедрости Германия никогда не проявляла, тем более что госпрограмма поддерживала не немцев, возвращающихся на историческую родину, а советских евреев – представителей не арийкой расы. Что же происходило на самом деле? Дело в том, что немецкое правительство всячески старалось переориентировать «утечку мозгов» из бывшего СССР в Израиль и США. Германия также нуждалась в свежих силах и умах, которые могли бы принести большую пользу государству.

Немцы не могли безразлично наблюдать за массовым исходом мозгов и дееспособных граждан из бедствующих республик на историческую родину. Упускать столь уникальную возможность казалось недопустимо. Вот немецкий аппарат и смоделировал программу возвращения евреев в Германию, чтобы получить свой кусок от большого пирога в лице одаренных советских ученых и инженеров, деятелей искусства, медиков и преподавателей.

Время разбрасывать камни завершилось, теперь требовалось их собирать. До сих пор этот процесс был практически неосуществим, многие евреи находились за «железным занавесом» в плену советской системы, как при египетских фараонах. С развалом СССР произошло чудо – занавес рухнул так, словно воды Красного моря расступились и открыли иудейскому народу путь для бегства. Теперь нужно было выбирать, куда бежать – в Израиль или Германию, которая соблазняла евреев больше, чем маленькое государство в пустыне, вечно враждующее с арабскими соседями и находящееся на пороге войны.

С начала 90-х годов в ФРГ эмигрировали тысячи советских евреев, которые получили компенсации и льготы, социальное жилье, возможность выучить немецкий язык и трудоустроиться.

Конечно, новые граждане внесли свой вклад в экономическое и интеллектуальное развитие страны, вывели её в лидеры Евросоюза и серьезно преобразовали дом, в котором поселились. Ярким результатом обновления немецкого общества стал огромный мемориал в центре Берлина.

Сюрприз шестой: память в камне

В двух шагах от Брандербургских ворот и места, где прежде находилась рейхсканцелярия Гитлера, раскинулось широкое поле напоминающее кладбище с серыми саркофагами, но там никто не похоронен.

Необычный мемориал жертвам Холокоста был открыт в 2005 году на территории с футбольное поле. Комплекс состоит из 2711 бетонных блоков разной высоты без каких-либо надписей и дат. Автор проекта нью-йоркский архитектор Петер Айзенман решил полностью положиться на чувства и восприятие посетителей, которые самостоятельно интерпретируют идею мемориала без навязанных извне мыслей.

Тысячи бетонных блоков образуют сложный лабиринт. Попадая в него, человек начинает ощущать страх, необъяснимую потерянность и тревогу, то есть те чувства, которые испытывали евреи во времена Холокоста — им некуда было бежать и негде прятаться от фашистов и их приспешников.

У посетителей мемориала возникают разные реакции. Кто-то начинает рыдать и не может остановиться, а кто-то просто бегает в лабиринте или играет в прятки. Многие ищут подходящую точку для сэлфи и фотографируются у саркофагов в разных позах, а некоторые устраивает на них пикники. Изредка местные служители порядка просят отдыхающих найти другое место для ланча, но как только охрана удаляется, на низкие блоки вновь усаживаются туристы и убивают время.

Высокие и низкие саркофаги, словно серые волны, вздымаются и вновь опускаются на территории памятника евреям, убитым в годы войны. Для Берлина этот мемориал, словно символ искупления, покаяния, стыда и позора. Хотя, многие туристы, проходя мимо, даже не подозревают о том, что это за комплекс и зачем он тут оказался.

Таковы реалии нынешней Германии!

Сюрприз седьмой: костер из книг

Ещё один необычный памятник, связанный с фашистским режимом, находится в Берлине на площади Бебельплац. Если мемориал Холокоста сразу бросается в глаза и занимает огромную площадь, то металлическую доску в брусчатке у библиотеки Университета имени Гумбольта заметить весьма сложно.

Многие горожане, студенты и туристы быстро проходят по площади Бебельплац, не задерживаясь у места, отмеченного скромной памятной доской. На неё часто наступают и в редких случаях останавливаются, чтобы прочитать несколько строчек на тусклом металле.

Именно на этом месте 10 мая 1933 года 40 000 студентов и преподавателей университета – члены СС, устроили публичное побоище книг «вредных» авторов: Зигмунда Фрейда, Эриха Кестнера, Генриха Манна, Карла Маркса и других деятелей немецкой литературы, философии и науки. Безумцы опустошали полки университетской библиотеки, изымая тысячи томов учебной и научно-популярной литературы. Затем в центре площади разожгли огромный костер и начали сжигать все книги, оказавшиеся неугодными фашистскому режиму. Костер оказался столь велик и поднялся так высоко, что был виден даже на окраинах города.

Увы, память об этом постыдном событии постепенно стирается, а туристы, читая текст на доске, не понимают о чем идет речь.

Сюрприз восьмой: пустой зуб

«Пустой зуб», по-немецки Hohler Zahn, так берлинцы называют разрушенную мемориальную церковь кайзера Вильгельма – Гедехтнискирхе. От неё начинается оживленная и популярная в столице Германии улица Курфюрстендамм. Разбомбленный в годы Второй мировой войны храм не стали восстанавливать. Его руины превратились в страшный памятник и наглядное свидетельство катастрофы, которую пережила страна в середине ХХ века.

Рядом с «пустым зубом» немцы возвели действующую «Синюю церковь» по странному архитектурному проекту. Современное шестиугольное здание похоже на бункер или улей с застекленными бетонными сотами. Вечером включается подсветка, и синие стекла тускло светятся по всему фасаду, напоминая шкатулку из лазурита или большой светильник.

Внутри «Синяя церковь» выглядит весьма необычно. Над алтарём возвышается фигура «в ночной рубашке» абсолютно не похожая на канонические образы Иисуса Христа в момент его преображения. Массивная статуя высотой 4,6 метра и весом 600 кг производит странное впечатление. Её отлили из сплава меди и цинка, который создает иллюзию, что в церкви парит спаситель из чистого золота. Чем не золотой телец?

Сюрприз девятый: Сталинградская Мадонна

Самым ценным экспонатом и реликвией в «Синей церкви» является «Сталинградская Мадонна», её нарисовал лютеранский пастор и военврач 16-й танковой дивизии Курт Ройбер в рождественскую ночь с 24 на 25 декабря 1942 года. Графический рисунок на оборотной стороне советской географической карты превратился в икону, которую позже освятили представители католической, протестантской, лютеранской и православной церквей. Её можно увидеть справой стороны от входа в храм. Рисунок помещен в скромную деревянную рамку и висит в тускло-освещенном пространстве за периметром молельного зала, словно уединившись и скрываясь от посторонних глаз.

Автор «Сталинградской Мадонны» Курт Ройбер родился в набожной крестьянской семье. Мальчик с детства любил рисовать и мечтал поступить в художественную академию, но нуждающиеся родители отправили его изучать богословие в Марбург и Тюбинген, где религиозные факультеты были бесплатными. После занятий Курт посещал уроки рисования и овладел ремеслом художника.

Получив церковный сан, начинающий священнослужитель заинтересовался медициной и стал изучать эту науку в Марбурге, где в 1933 году защитил диссертацию. В 1938 году Курту присвоили докторскую степень за исследования на тему «Этика врачующего сословия». Теперь доктор Ройбер смог совмещать проповеди в церкви с работой в клинике и продолжал рисовать.

В начале Второй мировой войны доктора Ройбера призвали на военную службу на Балканы. Он работал в госпиталях и на санитарных поездах, прошел Румынию, Болгарию и Грецию, где был ранен. Поправившегося врача вновь отправили на фронт, теперь в войска вермахта, которые оккупировали территорию СССР.

В конце 1941 и до середины 1942-го года военврач занимался раненными солдатами и оказывал медицинскую помощь мирному населению в зоне оккупации. В свободное время он продолжал рисовать и сделал около 150 портретов русских крестьян и солдат. Эти рисунки доктор привез с собой в Германию и оставил в семье во время последнего отпуска.

Осенью 1942 года Курт Ройбер оказался в рядах немецкой армии в битве под Сталинградом. Вскоре немцы были окружены и попали в так называемый «Сталинградский котел». Фашисты под командованием генерала Паулюса несли большие потери и не могли отражать атаки советских войск в суровых зимних условиях. Солдаты и офицеры вермахта оказались морально сломлены и потеряли всякую надежду вырваться из окружения.

В рождественскую ночь Ройбер, пытаясь поддержать отчаявшихся людей, сделал рисунок Мадонны с младенцем на обороте советской карты и устроил в землянке самодельный алтарь, превратив убежище в маленькую часовню. Он написал на иконе несколько слов на немецком языке: Licht. Leben. Liebe. Weihnachten im Kessel. Festung Stalingrad (Свет. Жизнь. Любовь. Рождество в котле. Крепость Сталинград). С этими словами солдаты молили Деву Марию о помощи и спасении, но это им не помогло.

В январе 1943 года «Сталинградскую Мадонну» вывезли из окружения в Германию на последнем самолёте с тяжело-раненным командиром подразделения Вильгельмом Гроссе. Автор рисунка вместе с тысячами немецкими солдатами и офицерами попал в лагерь для военнопленных в Елабуге, где умер в 1944 году.

Творение Курта Ройбера стало ещё одним свидетельством безумства войны и неизбежности наказания за агрессию и кровопролитие невинных людей. От меча всегда погибает тот, кто первым его поднимает, и Германия этот урок усвоила на долгое время.

Послесловие

Столица Германии напоминает огромный мемориал, где практически на каждом шагу встречаются свидетельства войны и Холокоста. Кроме того, в городе сохранились участки Берлинской стены, рядом с которой фотографируются все туристы, а местные жители на них хорошо наживаются.

Так, например, немецкие торговцы предлагают туристам блистеры с кусочками Берлинской стены.

Проверить подлинность такого сувенира и найти место, от которого был отколот кусочек бетона – невозможно, но туристам нравятся такие вещи и они раскупают их, как горячие пирожки.

Особым спросом пользуется картина со страстным поцелуем Леонида Ильича Брежнева с Эрихом Хонеккером. Увы, советский генсек и правитель ГДР подали плохой пример соотечественникам. Их проявление любви передалось современному поколению и стало визитной карточкой Берлина, где теперь не осуждаются, а защищаются однополые браки, гомосексуалисты и лесбиянки.

Нетрадиционные меньшинства в Германии разрастаются и набирают обороты в атмосфере глобальной демократии, европейской толерантности и терпимости.

Может немецкое правительство намеренно впустило в страну беженцев из Африки и Азии? Именно им предстоит противостоять процессу нетрадиционного развития общества? Иначе, европейцам, скорее всего, грозит полное вырождение и потеря того интеллектуального потенциала, который Германия приобрела в 90-х годах ХХ века в результате программы возвращения советских евреев.

Гасимов Анар Аллахверди, журналист-обозреватель, Союз журналистов России