Многим уже известно название «Серебряное ожерелье России», сеть туристических маршрутов по северо-западным областям. Сегодня для рассмотрения предлагается турпродукт «По Императорской дороге», объединяющий Ленинградскую, Новгородскую, Тверскую и Московскую области. Его особенность — он пролегает вдоль главной дороги Российской империи — Московского тракта и параллельно идущей с ним железной дорогой. В Ленинградской области фрагмент тура получил название «Государева дорога». Для того, чтобы понять, что может привлечь российских и зарубежных туристов на ней, Ленинградский Информационно-туристский центр комитета по туризму Ленинградской области предложил пройти её ногами представителям СМИ.
Для начала нужно понять, что возможности скоростного железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом и Москвой сейчас практически исчерпаны, и одиночный пассажирам все сложнее и сложнее купить билеты на Сапсаны. Поэтому так важен ввод скоростной автомобильной трассы, который ожидается в ноябре. Длина её практически равна длине железнодорожного пути, а время переезда от одной столицы до другой отличается минутами.
Наверное, поэтому туристические организации так заинтересованы в развитии придорожного туризма.
Помните объяснение Вронского с Анной Карениной? По роману оно произошло на какой-то глухой станции во время метели. Анна Каренина отворила дверь поезда — «метель и ветер рванулись ей навстречу». Из этой метели и возникает фигура Вронского. Он заслоняет собою свет фонаря. И мне почему то показалось, что это случилось на станции Любань, начальной точке нашего путешествия по Государевой дороге.
От той, исторической станции осталось её расположение — островок между встречным и путями. Такая идея была заложена ещё при проектировании основоположником отечественной транспортной науки, строителем первой железнодорожной магистрали в России, министром путей сообщения Российской империи Павлом Петровичем Мельниковым, бюст которому установлен в Любани. Это была первая в Европе двухпутная дорога.
И, наверное, это не случайно, что расположенная здесь же главная церковь российских железных дорог освящена в честь апостолов Петра и Павла и частично построена на деньги Мельникова. Храм в русско-византийском стиле сооружен по проекту Константина Андреевича Тона в память о тех, кого вспоминает Некрасов в своей поэме «Железная дорога»
«Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские…
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?»
Имена только 72 строителей отмечены на мраморной доске в церкви…
Мельников подарил церкви великолепный иконостас, который в годы войны вместе с большинством жителей был вывезен в Латвию.
С исторической точки зрения Любань отмечена ещё 40-минутной остановкой поезда, перевозившего почившего в бозе императора Александра III. Его сопровождал на этом последнем пути Иоанн Кронштадтский.
После выхода на пенсию Павел Петрович поселился в этом небольшом городке, построил здесь дома для престарелых работников транспорта, которые оставил в наследство своему ведомств. Похоронен он в основанном им соборе
Восстановленная церковь была освящена в 1999 году Патриархом Алексием II. Сейчас в ней проводятся молебны за путешествующих, значит и за нас с вами.
Следующей точкой, которая может привлечь туристов на маршруте «Государева дорога», является усадьба Марьино, находящаяся в деревне Андрианово. Это пышный ансамбль XIX века, некогда принадлежавший семье Строгановых — Голицыных. Возвышающийся на высоком холме здание размахом крыльев чем то напоминает Казанский собор. При входе вас встречают улыбающийся львы, которые, как и петербургские, стерегут дом.
Этому комплексу повезло немного больше, чем другим дворянским усадьбам — в советские годы здесь располагалась база отдыха. Около 10 лет назад усадьба была приватизирована. Сейчас ансамбль постоянно наполняется новыми историческими предметами 19 века — мебель, фарфор — все здесь даёт возможность гостям ощутить себя в те времена. В костюмерной можно взять на прокат платья и сделать великолепные фото в интерьерах или на дорожках парка, утопающего в цветах. Исторические интерьеры комнат поражают одновременно дворянской роскошью и современным оборудованием. В одной из них вас встретит сама хозяйка — Пиковая дама, княгиня Наталья Петровна Голицына.
Вам для проживания будут предоставлены все комнаты и залы дворца, а для трапез вас пригласят в Охотничий каминный зал. Нужно учесть, что усадьба ведёт практически «натуральное хозяйство» — специальное фермерское хозяйство обеспечивает гостей экологически чистыми продуктами. А если вы завернули сюда «на часок», вас угостят чаем с пирогами и вареньем. Любопытные страусы, охотничьи борзые, любители яблок лошадки — даже я, достаточно взрослый человек, не смогла пройти и не погладить кого то из этих зверюх.
Дальше наш путь лежал в Тосненский историко — краеведческий музей. Неожиданно мне понравилось здесь, в этих трех комнатах. Экспозиция находится в купеческом доме семьи Смолиных, хозяйка которого была кормилицей будущего императора Николая II. Те факты, которые нам предоставили, довольно любопытные. Как искали кормилиц в царскую семью? Впервые этим озаботился Павел I, который выбором кормилиц хотел сближения цесаревичей с народом. Искали тех женщин, которые должны были рожать в те же сроки, что и их будущий подопечный. Кормилица должна была быть благонравна, и у нее должен был быть ухоженный чистый дом. Она уезжала во дворец, и в это время её родного ребёнка кормили коровьим молоком. К сожалению, у Марии Смолиной свой ребёнок умер через два месяца, и она вернулась домой. В награду ей подарили корову и каждый год выплачивали по 100 рублей.
У кормилиц была своеобразная форма, которую разработали по указанию императора. Кружева, венец на голове, бусы — наследник с детства должен был быть окружён красотой. Во второй комнате представлена домашняя утварь. Очень интересно было увидеть, что многие предметы, которые для нас привычны сейчас, применялись даже в крестьянской быту.
Третья комната — это мелочная лавка с красавцем — приказчиком, который рассказал все о представленных в ней товарах. Чувствуется, что в музее работают заинтересованные люди. Можно порекомендовать эту экспозицию посетить просто прогулявшись в Тосно.
Ещё одной точкой нашей поездки был посёлок Лисино Корпус. Я давно хотела побывать в нем, наслушавшись рассказов бывалых путешественников.
Основу учебного заведения — егерского корпуса лесничих, расположенного здесь — положил Егор Францевич Канкрин, министр финансов, в чьём ведении находились леса. Проект строений разработал Николая Леонтьевича Бенуа.
В музее истории лесоводства мы услышали интересные факты. Например, ещё Пётр I запретил в районе 50 вёрст вырубать леса вдоль рек, хотя это было удобно для его сплавления. В свое время испанцы при постройке своего флота погубил много рек, которые просто пересохли.
Это были охотничьи угодья, облюбованные императором Александром II. Бенуа специально для него и его гостей разработал и осуществил проект охотничьего дома. Те охотничьи рассказы, которые мы услышали, нужно воспроизводить отдельно, они великолепно показывают порядки царского двора, подготовку охоты, её проведение. Здесь приведены прекрасные гравюры, документы и артефакты. Многие комнаты представляют для детей живые иллюстрации многих школьных предметов. Экскурсию проводит хранитель музея, которая одновременно является преподавателем колледжа, поэтому нужно договариваться о встрече заранее.
Сейчас охотничий дворец представляет печальный вид бесхозного здания, хотя оно имеет статус федерального памятника. Намного лучше выглядит Храм Происхождения Честных Древ Креста Господня, который был построен для воспитанников и служащих учебного лесничества и учащихся егерского училища.
В военные годы здесь располагалась конюшни и накопитель для пленных. После окончания войны церковь использовалась в качестве учебного тира. Сейчас это подворье Новодевичьего монастыря, службы проводятся нерегулярно, но здание имеет ухоженный вид.
Увы, но Саблинские пещеры не входят в программу тура «Государева дорога», хотя там есть что показать. Наверняка туристам будет небезынтересно посмотреть на Тосненский водопад, ровесник Ниагарского. А подземное царство с огромными залами, удивительной церковью, крутыми поворотами уже распознали вездесущие китайцы. Так почему же этоту природную жемчужины не включить в программу?
Одно плохо на этом маршруте — мало достойных мест для ночлегов. И здесь свои услуги предлагает Гатчина, где сейчас построено несколько гостиниц, претендующих на 3-4*. Кроме того, у этого города довольно удобное местоположение относительно наших пригородных имперских резиденций. Да и сам комплекс Гатчинского дворца и парка, который максимально сохранился в военные времена, чрезвычайно интересен.
Что нам ждать? Открытия скоростной трассы М11 в ноябре месяце. К этому времени заинтересованные туристические компании должны оценить удобства предлагаемых локаций и принять решение о возможности их использования. А Ленинградская область готова к приёму гостей.