Осень на Карельского перешейка всегда прекрасна. Лучи ещё летнего солнца пробиваются сквозь кроны сосен, запах травы, небольшие озера, затянутые тиной…
Именно в это время мы оказались в Пенатах, в гостях у Ильи Ефимовича Репина, который вместе с музеем Академии художеств решил рассказать нам о своем Ближнем круге — друзьях, соперниках, воспитанниках, меценатах. Для этого по всему саду расставлены огромные шатры, где по очереди мы знакомимся с ними.
Фото Владимир Желтов
Есть даже павильон на горке, недалеко от беседки Шехеризады, к которому прокладывается специальная тропа.
Одной из первых стоит палатка, повествующая о музыкантах. Ну как в ней не обойтись без портрета Шаляпина, который создавался именно здесь, на даче на 2 этаже где, мне показалось, многое сохранилось с тех времен. Портреты Мусоргского, Рубинштейна — все они создавались или задумывались здесь.
Следующая палатка — повествование о друзьях — художниках.Куинджи, Поленов, Сурикова, Антокольский, Крамской, Шишкин. Рядом с каждым портретом — небольшая справка, из которых я узнала много интересного и нового для себя. И очень жаль, что Сурикова не оставил воспоминаний о Репине — ведь они считались соперниками в исторической живописи.
Дальше мы пришли к меценатам и коллекционерах. Мамонтов, Остроухов, Тенишева — все мы о них знаем и помним их деятельность на благо искусства в России. Но были и незнакомые для меня имена, например, Икскуль фон Гильденбандт Варвара Ивановна, баронесса, благотворительница и общественная деятельница, коллекционер, писательница, переводчица и издатель, сестра милосердия.
В 1890-е годы И. Е. Репин был частым гостем в салоне баронессы. Увлеченный неординарной внешностью Варвары Ивановны Репин исполнил ее портрет, написанный с истинным удовольствием мастера-живописца. В собрании Икскуль находился названный ее именем альбом рисунков И. Е. Репина. Об истории его создания сам художник писал следующее: «Варвара Ивановна как опытная хозяйка, заметив, что я все молчу и только слушаю (я был умный ребенок и в сорок с лишком лет), подсунула мне альбом и карандаш. Я быстро освоился с положением: усевшись, я рисовал кого-нибудь. Таким образом, я перерисовал почти всех переименованных посетителей сих четвергов, и этот альбом еще неизвестен никому. В. И. Икскуль не пускает его в издания. Отказывает даже благотворителям и благотворительницам Красного Креста». Так ценимый Варварой Ивановной альбом впоследствии разошелся по листам. Часть листов была приобретена в 1920-е годы И. И. Бродским и ныне находится в собрании Музея-квартирый. И.Бродского в Санкт-Петербурге. На них изображены гости салона Икскуль: 3. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковский, В. С. Соловьев, Н. В. Стасова, В. Г. Короленко и другие.
Следующий рассказ в отдельном шатре о Ближнем круге писателей и поэтов. Лев Толской, Короленко, Стасов, Корней Чуковский, рассказ о них и их портреты — все здесь.
Фото Владимир Желтов
Отдельно нужно упомянуть о Маяковском. Репин очень хотел написать его портрет — высокий красавец с гривой чёрных волос. Они договорились о встрече, но поэт, не зная о намерениях Ильи Ефимовича, перед визитом к нему, зашёл в парикмахерскую и… подстригся наголо. Так не случился ещё один портрет — свидетель той эпохи.
Илья Ефимович Репин начал преподавательскую деятельность в Академии художеств осенью 1894 года. Рассказу о его учениках посвящена следующая выставка.
Мастерская Репина была самой многолюдной. Мощь и размах таланта художника, достигшего к этому времени полного расцвета, покоряла молодежь. К нему тянулись в надежде постичь тайну мастерства, овладеть секретами большого искусства. Своим темпераментом он зажигал молодых художников, зарождая у них жажду деятельности и творчества.
Многие ученики оставили воспоминания о Репине как об учителе. Это Д. Н. Кардовский, И. И. Бродский, А. П. Остроумова-Лебедева, А. М. Комашка и другие. Воспоминания не всегда сходятся в оценке преподавательской деятельности, суждения иногда очень противоречивы. Это оправдано индивидуальностью каждого репинского ученика и тем, что он был замечательным преподавателем для подготовленных, но не умел руководить еще очень неуверенными, хотя и талантливыми учениками. Однако все указывают на особую тактичность и бережность его руководства, на отсутствие какого-либо давления на ученика. Именно этим отношением к ученикам объясняется многообразие художественных индивидуальностей, вышедших из мастерской: Игорь Грабарь, Константин Сомов, Филипп Малявин, Анна Остроумова-Лебедева, Исаак Бродский, Иосиф Браз, Борис Кустодиев, Дмитрий Кардовский и многие другие.
Фото Владимир Желтов
В каждом шатре небольшое упоминание о самой атмосфере — предметы из дома, фотографии. Самое интересное — палитры, но, наверняка это просто реквизит. Хотя они очень к месту, к духу самой выставки.
Так, тихонько прогуливались мы вместе с гостями художника, пока не дошли до усадебного дома.
Я в нем не была довольно много лет, поэтому некоторые картины мне были незнакомы. Интересно смотрелось Заседание Государство военного совета до его начала — стулья, пара человек уже сидят. Увидела картину о которой не знала — Минин в Нижнем призывает народ в ополчение. Если бы было время, то я бы ещё походила по мастерским, кабинетам. Кстати, сейчас открыта небольшая выставка о детях Репина.
Но и вам рекомендую поторопиться с визитом в Пенаты. Уже в октябре усадьба должна закрыться на реставрацию и некоторое время дом будет недоступен для посещения.