После премьеры фильма «Дорогие товарищи! » я поняла две вещи:

  1. Такой фильм мог создать только сын автора гимнов СССР и России, Андрей Кончаловский
  2. Этот фильм создавался для внешнего просмотра.

Фильм рассказывает о трагедии в Новочеркасске в 1962 году. Люди, жившие в Советском Союзе, не знали практически ничего об этих страшных трех днях. Мы помним, как подписывали различные бумаги о «неразглашении». Ведь только в 90-годах все участники тех событий, живые и мертвые, были реабилитированы. Всего три дня которые изменили жизнь нескольких поколений.

В центре картины — руководитель одного из отделов горкома КПСС (конечно, Юлия Высоцкая). Она прошла войну с именем Сталина на устах. И сейчас, когда руководство страны взяло курс на разоблачение культа личности , даже она, партийный функционер, непрерывно повторяет: «При Сталине такого не могло быть». Но ее не поддерживает ни дочь, ни отец.
Отец слишком хорошо помнит, что было в 20 годы на Дону и как преследовали казаков. Он, полный георгиевский кавалер, хранил и галифе с лампасами, и форму, и фуражку и, о чем страшно даже подумать дочери — коммунистке, икону. Он, пожалуй, самый живой человек из всего фильма (артист Сергей Эрлиш)
Дочь главной героини придерживается демократических взглядов, которые внушались в 60-е годы. Она идет вместе с рабочими с требованиями о повышении заработной платы и попадает в самую заваруху.

Нынешним миллениалам вряд ли известны имена Анастаса Микояна, Фрола Козлова — это те люди, которых Хрущев отправил «разобраться». Может, поэтому в зале были постоянно слышны смешки, когда показывали партсобрания, пленумы горкома, партийные совещания. Они не жили в ту эпоху, им этого не понять, как и весь фильм. И, когда военные вспоминали, что по конституции они должны защищать народ, а не стрелять в него по приказу партийных бонз, смешки были еще громче.

Возможно, поэтому я и задалась вопросом , для кого создан фильм, отмеченный уже на 77 Международном кинофестивале в Венеции Специальным призом жюри и премией «Человек, труд, окружающая среда», учрежденной Фондом FAI CISL и призом «Серебряный Хьюго» за лучшую режиссуру на 56 Международном кинофестивале в Чикаго.

Финал картины немного странен, как и сам фильм. Но об этом судить вам. Возможно, вы по другому его воспримете.