Накануне Дня памяти Катастрофы и героизма, Генеральное консульство Государства Израиль в Санкт-Петербурге при поддержке Представительства МИДа РФ в Санкт-Петербурге открыло выставку, посвященную дипломатам, удостоенным звания Праведников народов мира за помощь, которую они оказывали евреям в годы Холокоста.
Выставка состоит из рассказов о 9 дипломатах из разных стран, которые были признаны «Праведными среди народов». Это звание присваивается Израильским национальным мемориалом Катастрофы и Героизма Яд Вашем, который находится в Иерусалиме на Хар ха-Зикарон, на западном склоне горы Герцля. Мемориал был основан в 1953 году по решению Кнессета с целью увековечить память о евреях — жертвах нацизма в 1933-1945 годах
Правительства стран свободного мира не стремились помочь еврейским беженцам, большинство дипломатов продолжали придерживаться стандартных процедур. Только некоторые из них понимали, что в чрезвычайной ситуации необходимо принимать чрезвычайные же меры, и были готовы действовать вопреки политике собственного правительства. Их было мало, однако они обладали достаточным мужеством для того, чтобы осознать истинное значение своих действий, а также возможные последствия в случае выполнения формальных указаний вышестоящего руководства. Эти люди были представителями других национальностей и религий. Но, перед лицом бедственного положения еврейского народа, они осознали, что не могут просто исполнять служебные обязанности. Они прямо нарушали приказа своих начальников и иногда несли за это наказание.
Вот несколько историй
После вторжение Германии во Францию в мае 1940 года Аристидеш де Соуза Мендеш, генеральный Консул Португалии в Бордо встретил беженцев, собравшихся возле здания консульства. Видя их бедственное положение, он решил нарушить прямое указание своего правительства и начал выдавать транзитной визы всем, кто в них нуждался.
Наладив своего рода конвейер, Соуза Мендеш выдал визы нескольким тысячам беженцев. Когда в Лиссабоне узнали о деятельности, ему приказали незамедлительно вернуться на родину. Его привлекли к дисциплинарной ответственности и уволили из Министерства иностранных дел, оставив без средств к существованию его самого и его многодетную семью. Аристидеш де Соуза Мендеш умер в нищете в 1954 году.
После заключенного в 1938 году мюнхенского соглашения и последовавшего за этим раздела Чехословакии, дипломатические миссии страны были закрыты. Владимир Вохоч, консул Чехословакии в городе Марселе утратил свой дипломатический иммунитет.
Несмотря на это, Вохоч вернулся в оставленное дипломатическое здание консульства и начал выдавать паспорта беженцам, среди которых было немало евреев. Они бежали из Германии и оказались на юге Франции отчаянно пытаясь покинуть страну. Когда у Вохоча закончились бланки документов, он заказал изготовление новых паспортов в местной типографии. В марте 1941 года французская полиция арестовала дипломата, но ему удалось сбежать.
К Хосе Мария Барретто, генеральному консулу Перу в Женеве обратился Абрам Зильберштейн, глава швейцарской организации помощи евреям, с просьбой о выдаче перуанских паспортов евреям, которые проживали на оккупированных Германией территориях.
Когда один из обладателей этих паспортов приехал в Швейцарию, его документ вызвал подозрение, и швейцарская полиция сообщила об этом в посольство Перу в Берне. Посол довел эту информацию до сведения Министерство иностранных дел. Лима истребовала список выданных паспортов. Барретто подчинился приказу пояснив, что он хотел помочь евреям, котором угрожала отправка в концентрационные лагеря. Он добавил что надеяться на понимание со стороны посла. Министерство иностранных дел аннулировало все выданные паспорта и уволило его со службы.
На сегодняшний день известно 36 таких «дипломатических историй», в которых люди в тяжелейшей ситуации смогли остаться людьми. Честь им и хвала, Праведникам народов мира