Татьяна БУШМАНОВА: «Мы хотели сломать стереотипы, дать новое понимание личности Петра III, который был хорошо образованным и художественно одаренным человеком, имел свой музей, библиотеку, коллекцию музыкальных инструментов», – сказала генеральный директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая на пресс-конференции, посвященной открытию нового дворца в ожерелье усадеб пригородов Санкт-Петербурга.

пресс
Это Картинный дом в Ораниенбауме, который Петр III создавал для себя.

дом

Когда входишь в кабинет тогда еще Великого князя, сразу бросаются в глаза не солдатики, с которыми мы привыкли его ассоциировать, а глобус, скрипка, книги, карты… Кстати, он был обладателем скрипки Страдивари и неплохо играл сам.

кабинет
Библиотека насчитывала около 4000 томов по философии, культуре, истории, а вовсе не о разбойниках, как говорила его жена Екатерина II.
Основа собрания  — библиотека отца, которую Петр привез из родного Киля. За годы пребывания в России она постоянно пополнялась изданиями на европейских языках, сопровождаемых словарями. Занятия военными наукам требовали умения обращаться с измерительными инструментами, коих тоже немало представлено в Картинном доме.

каб
Коллекция его личной Кунсткамеры удивляет необычными раритетами, которыми Петр Федорович интересовался. В собрание великого князя, наряду с естественнонаучными, минералогическими и нумизматическими коллекциями, входило значительное число китайских «диковинок», в том числе резной костяной шар, внутри которого находятся еще восемь резных шаров меньшего размера.

В Картинном доме в двух залах собрана коллекция живописи из 80 произведений, в которую вошли и подлинные полотна середины XVIII века. Часть из них передали Картинному дому на временное хранение Эрмитаж и Русский музей, а некоторыми предметами для кабинета редкостей Петра Федоровича поделилась Кунсткамера.

шпалеа

Живописные полотна имеют так называемую шпалерную развеску, когда картины плотно примыкают друг к другу, разделяясь небольшими вставками. При реставрации зала специалисты следовали чертежам Якоба фон Штеллена. Было известно расположение одной из картин и, уже отталкиваясь от этого, на свои исторические места вернулись пять оригинальных полотен из коллекции хозяина дворца.

«На мой взгляд, сегодня межмузейное сотрудничество находится на очень высоком уровне. Обмен экспонатами — это правильно, потому что то, что мы храним, не принадлежит нам, а является частью общей культуры. Главное — диалог и добрая воля музеев, это принесет желаемый результат», — отметила Кальницкая.

За два с лишним века Картинный дом неоднократно менял свое назначение. Здесь размещались склады, госпиталь, школа и даже жилые квартиры.
Работы по реставрации Картинного дома продолжались шесть лет. На момент начала работ в здании отсутствовало теплоснабжение, водопровод, канализация, электроснабжение, имелись трещины в стенах здания, отсутствовала лестница между цокольным и первым этажом. Кроме того, был утрачен мост, соединявший центральный двухсветный зал на южном фасаде с уровнем Нижнего сада. Сейчас все утраты и изменения восстановлены в первоначальном историческом виде. За это особая благодарность Северо-западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации (директор Александр Шабасов).

Ждет своего открытия и Оперный зал Картинного дома, который откроется для посетителей 1 июля. Во времена Петра III он был оснащен так называемыми театральными машинами, которые могли воспроизводить шум ветра, стук дождя, раскаты грома. По специальным канатам передвигались декорации, в люках настила сцены исчезали и возникали актеры.

зал

Обо всем этом вам расскажет знакомый голос Олега Басилашвили, который будет комментировать прекрасно выполненную мультимедийную презентацию. А в заключении можно будет посмотреть воссозданный фрагмента оперы «Цефал и Прокрис» композитора Ф. Арайи на текст Сумарокова. Она была впервые поставлена в 1755 г. и считается первой русской оперой. Правда, это тоже будет в мультимедийном виде. Зал небольшой, пока окончательно не открыт, но с 15 июня вы сможете посмотреть все это в тестовом режиме. Партнером ГМЗ «Петергоф» в театральном проекте выступила компания «Студия «Шоу Консалтинг» (художественный руководитель Глеб Фильштинский).

шкаф

В планах ГМЗ «Петродворец» закончить реставрацию Меншиковского дворца. Ждем с нетепение