Анар ГАСИМОВ:
Следы копоти от большого пожара, спалившего Москву в 1812 году, остатки потускневшей позолоты, толстый слой краски, нанесенной в советское время, обрывок бумаги, приклеенной к месту скола – всё это можно увидеть на каменном медальоне Николааса Витсена в церкви евангельских христиан-баптистов в Москве.
Расследование в стиле Дэна Брауна
Обнаружение уникального 300-летнего артефакта в церкви баптистов – это событие могло бы лечь в основу бестселлера или историко-приключенческого романа в стиле Дэна Брауна. Главный герой произведения начал бы серьёзное расследование, он обратил бы внимание на все детали каменного медальона, обязательно нашел бы таинственный код или послание, которое было зашифровано масонами или членами тайного ордена, например, Иллюминатов (Орден Просвещённых). Ведь три века назад эти тайные общества имели большую силу и влияние. Кто знает, может и Николаас Витсен был знатным масоном или иллюминатом?
Это предположение вовсе небеспочвенно! На толстой каменной плите выбит фамильный герб Николааса Витсена, нижняя часть которого опоясана лентой с надписью: Labor Omnia Vincit. В переводе с латинского эти слова обозначают: «Труд побеждает всё».
Дело в том, что этот лозунг принадлежит Соединенному братству плотников и столяров Америки – масонской организации. На её логотипе присутствуют сразу три масонских символа – рубанок, циркуль и угольник. Как раз на угольнике и красуется лозунг «Labor Omnia Vincit». Неужели это случайная связь с гербом Витсена? Почему бургомистр Амстердама вывел на своём гербе именно это латинское высказывание?
Чтобы убедиться в принадлежности Соединенного братства плотников и столяров Америки к масонам, достаточно сравнить их логотип с широко-известным масонским знаком c буквой G. Это масонское обозначение Бога – Геометра Великого или Архитектор всех Миров.
Латинский лозунг на фасаде высотки в Лейпциге
Немного видоизмененный латинский манифест «Omnia vincit labor» можно увидеть в Лейпциге на высоте 43 метра! Надпись расположена под звонарями и колоколами Кроххоххауса – высотного дома Кроха, который был возведен в 1928 году. В начале ХХ века 12-этажный дом стал первым небоскребом в Лейпциге, и был назван в честь Ганса Кроха, владельца банка Kroch. На крыше здания находятся три колокола механизма боя часов – один внутри другого. Два механических звонаря высотой 3,3 метра каждые 15 минут бьют молотами по колоколам. В 20-х годах прошлого века это был один из самых больших механизмов часового боя в мире.
Как был найден медальон?
Прояснить ситуацию с загадочным артефактом мне помог дьякон баптистской церкви Кисёлев Анатолий Семёнович. Мы встретились на следующий день после католической пасхи – в воскресенье, в храм стекались прихожане, чтобы послушать органный концерт. Я тоже предвкушал момент, когда зазвучат органные трубы, но перед этим взял эксклюзивное интервью у дьякона.
— В этой церкви я работаю около 30-ти лет, и долгое время занимал должность завхоза, — отметил Анатолий Семёнович. — И вот, 7 лет назад, когда в главном зале начали устанавливать новую деревянную кафедру, я заметил в восточной стене какой-то странный предмет. Он показался мне настолько необычным, что я решил сфотографировать находку.
Анатолий Семёнович был настолько любезен, что пообещал найти эту фотографию. И вот, спустя несколько дней мы созвонились. Он сказал, что долго искал, но всё-таки нашел этот снимок, и я могу его забрать, чтобы подкрепить своё журналистское расследование важной «уликой». На снимке отобразилась дата обнаружения артефакта – 17 марта 2009 года.
На фото видно, что каменный медальон был наполовину закрыт деревянными перекрытиями, над которыми мемориальная доска была закрашена и, видимо, чем-то заставлена, поэтому её никто не видел. А под перекрытия, скорее всего, заглядывали нечасто. Анатолий Семёнович оказался первым, кто обнаружил 300-летний артефакт спустя десятки лет забвения.
В ходе разговора, Анатолий Семёнович показал мне информационный лист, прикрепленный в фойе церкви, у каменного медальона, где вкратце приведена история артефакта, рассказывается о жизни и работе Николааса Витсена – бургомистра Амстердама и друга Петра I. Однако меня интересовала не общая информация, а детали, обнаруженные на мемориальной доске. Увы, но дьякон не мог ничего ответить, он лишь нашел и сохранил этот медальон.
После обнаружения артефакт ещё 4 года хранился в подсобном помещении церкви и только тогда, когда о нём в 2013 году узнали в голландском посольстве, исторический памятник конца XVII века вытащили из подсобки и повесили на стену в фойе храма. Чтобы уберечь поверхность медальона от внешних воздействий, его поместили в массивную дубовую раму, прикрытую стеклом.
Следы от пожара 1812 года и многое другое
Подробно об истории возникновения каменного медальона, посвященного памяти Николааса Витсена, я рассказывал в ранее опубликованном очерке «Что скрывает церковь баптистов в центре Москвы: от Витсена до Вицина». Повторно рассмотрев артефакт, самым тщательным образом, я обнаружил несколько довольно интересных моментов, которыми также хочу поделиться.
В первую очередь, обратите внимание на датировку медальона – 1694 год, точнее на последние две цифры – 94. Если приглядеться к цифре 4, можно увидеть, что мастер-гравировщик, который более 320 лет назад вырезал на поверхности каменной плиты год возведения церкви, первоначально хотел выгравировать четверку иначе. На камне сохранился отчетливый карандашный набросок, на котором 4-ка виднеется с прямыми линиями и углами. Этот вариант мастеру явно не понравился, поэтому он сделал цифру более округлой и изящной. По всей видимости, карандашный эскиз сохранился благодаря слою краски, первоначально нанесенной на поверхность медальона. Со временем краска высохла и облупилась, обнажив черновой рисунок 4-ки.
И ещё одна интересная деталь! На поверхности медальона до сих пор остались следы копоти от большого пожара, спалившего Москву в 1812 году. Тогда же сгорела и голландская церковь, возведенная в Немецкой слободе на средства Витнеса, где изначально находилась мемориальная доска. Конечно, сгореть каменный артефакт не мог, но пламя нанесло ему сильные повреждения. Устранять их не стали, видимо, чтобы сохранить память о пожаре. «Обугленный» медальон перенесли в новое частное здание, приспособленное под церковь в Малом Трехсвятительском переулоке. До сих пор сажа на поверхности артефакта видна невооруженным глазом, хотя с момента пожара в Москве минуло более 200 лет.
После революции 1917 года и многолетней гражданской войны, Москву покинула большая часть голландской общины. В баптистской церкви начали хозяйничать новые люди, со временем никто уже не знал, что это за мемориальная доска со следами копоти и откуда она взялась в храме. В советские годы реставрировать медальон, очевидно, никто не собирался, чтобы «освежить» исторический памятник нашли простой способ – его закрасили масляной краской.
Причем, отчетливо видно, что закрашена только верхняя часть мемориальной доски, которая находилась над деревянными перекрытиями (см. фото выше). Не закрашенная часть каменного медальона сохранила фрагменты позолоты. Она всё еще видна на отдельных буквах, цифрах и лавровом венке, который опоясывает всю доску.
Странный момент в этой истории! На информационном листке представлен рисунок-реконструкция медальона, где отчетливо видны инициалы Николааса Витсена «N.W.», они расположены выше герба. Однако на самом каменном медальоне, на месте инициалов, находятся распростертые крылья птицы, причем одно крыло отколото, а место скола грубо задрапировано каким-то материалом, похоже на бумажную заплатку.
Возникает вопрос: почему автор рисунка-реконструкции решил, что вместо распростертых крыльев птицы над гербом ранее размещались инициалы «N.W.»? Ведь именно эти отсутствующие инициалы являются главным аргументов гипотезы, что каменный медальон был высечен в память о Николаасе Витсене. Без них принадлежность мемориальной доски бургомистру Амстердама весьма спорна.
Послесловие
Изучая историю артефакта и реакцию общественности на его возвращение, я узнал, что Государственный научно-исследовательский институт реставрации (ГосНИИР) планирует отправить мемориальную доску на реставрацию. Об этом заявил в интервью каналу «Россия–Культура» 05.08.2015 года директор ГосНИИР Дмитрий Борисович Антонов. С тех пор о восстановлении исторического памятника никто не вспоминает. Неужели подготовительные работы у реставраторов всё еще продолжаются?
Скорее всего, вопросы об истории медальона и его несоответствии «рисунку-реконструкции» останутся неразрешенными до тех пор, пока эксперты и реставраторы не возьмутся за свою работу. Всё-таки, мемориальная доска, вновь приобретённая в 2013 году, является одной из немногих сохранившихся реликвий, оставшихся в Москве с петровских времен, и она заслуживает к себе более серьёзного и уважительного внимания со стороны российских чиновников.
Текст, фото — Анар ГАСИМОВ
Автор фото от 17.03.09 — Анатолий Семёнович КИСЕЛЁВ