85 лет назад от преследования немецких национал-социалистов в Москву бежал архитектор-модернист Ханнес Мейер. За приверженность марксистским идеям его уволили с должности директора Дома строительства – Bauhaus (Баухауз). Фашисты невзлюбили это заведение. Они называли Высшую школу строительства и художественного конструирования «рассадником коммунизма». В 1931 году Мейер эмигрировал из Германии в СССР. В Москве ему поручили разработать генеральный план застройки и развития Биробиджана – административного центра Еврейской автономной области.
Школу Баухауз называют колыбелью европейского архитектурного конструктивизма. Этот стиль активно исповедовали и применяли на практике педагоги и выпускники немецкой школы. В 20-30-х годах ХХ века, выполненные в конструктивистском духе жилые интерьеры, мебель, посуда, одежда считались самыми модными.
Специалисты немецкой компании PROFACTOR Armaturen GmbH провели собственное исследование: подняли архивы, нашли старые публикации, исторические свидетельства и документы, которые проливают свет на судьбу немецких архитекторов – выпускников Баухауза, оказавшихся в Советском Союзе в начале 30-х годов ХХ века.
Кандинский и другие эксцентричные педагоги
Открытие Баухаус состоялось в Германии в 1919 году, школу основал Вальтер Гропиус — разработчик модернизма в архитектуре, наряду с другим пионером архитектурного модернизма и функционализма Ле Корбюзье. Преподаватели школы были талантливыми и эксцентричными людьми. Например, один из педагогов-архитекторов Иоганнес Иттен являлся поклонником зороастризма.
Каждое занятие он начинал с глубокой медитации, с её помощью студенты могли сконцентрироваться и пробудить в себе творческие силы. В числе профессоров Баухауса находился русский художник Василий Кандинский, основоположник абстракционизма в живописи. Он покинул Россию после революции и переехал в Германию, где принял немецкое гражданство. Кандинский преподавал в Баухаусе живопись на протяжении нескольких лет.
Обучение в Баухаузе шло по разным направлениям. Студентов учили основам скульптуры и сценического искусства, гончарному делу и металлообработке. Овладевая ремесленным мастерством, студенты могли самостоятельно экспериментировать, искать и внедрять собственные идеи. Такой синтез знаний позволял выпускникам школы конструировать ранее невиданные многофункциональные и в тоже время эстетичные вещи.
Свободная политика и либеральные идеи Баухауза, идущие вразрез с набирающей силу нацистской идеологией раздражали и не устраивали новые власти. Фашистский режим уже не мог терпеть существования в тоталитарном государстве такого яркого очага свободомыслия, каким был Баухаус.
В 1920-х годах активизирующиеся в Германии нацисты начали выступать против Баухауза, считая архитектурную школу чрезмерно либеральной, неуправляемой, склонной к коммунистическим идеям. После прихода национал-социалистов к власти, школу Баухауз упразднили. В 1933 году весь преподавательский состав и студенты покинули Германию, они разъехались по всему миру.
Специалистам PROFACTOR Armaturen GmbH стало известно, что архитекторы Баухауза возводили здания в стиле конструктивизма в Западной Европе, Америке и Азии. Их уникальные работы были включены в учебники по градостроительству, о них написаны многочисленные статьи и монографии. Однако о тех, кто работал в Советском Союзе, не было известно почти ничего. Хотя, в СССР приехала самая большая группа немецких студентов и преподавателей из Баухауса – 23 человека.
Немецкие архитекторы-новаторы в СССР
В 1928 году директора Баухауса Гропиуса сменил Мейер, он пропагандировал функционализм в архитектуре и в быту.
Его имя стало известно не только в европейских странах, но и в СССР. 1 августа 1930 года нацисты отстранили марксиста от руководства школой. Чтобы не оказаться репрессированным и продолжить профессиональную деятельность, бывший директор Баухауса решился переехать в Москву, откуда уже поступали заманчивые предложения.
В начале 30-х годов Советский Союз делал первые шаги в индустриализации, своих квалифицированных специалистов молодой стране не хватало, поэтому в Москву приглашались зарубежные эксперты, разделяющие марксистские идеи. В СССР был создан специальный кадровый орган – Главпромкадр ВСНХ (Высший Совет Народного Хозяйства). Именно это кадровое ведомство пригласило Мейера с учениками на работу в Советский Союз.
В феврале 1931 года Мейер прощается с Германией, собирает вещи и отправляется в «гостеприимный» СССР в сопровождении нескольких учеников, в их числе находился Бела Шефлер. Ему будет посвящен отдельный материал-исследование. Судьба этого ученика Мейера в Советском Союзе сложился трагически.
Встреча с московским размахом
Не успела группа немецких архитекторов прибыть в Москву, как их сразу окружили вниманием, заботой и стали задабривать почестями. Мейера, не владеющего русским языком, в одночасье сделали профессором Всесоюзного архитектурно-строительного института (ВАСИ). Полных энтузиазма немецких эмигрантов окрестили «Красная бригада». Их архитектурные работы – новаторские проекты, разработанные в Баухаусе, выставлялись в Москве и даже в Харькове.
Членов новоиспеченной «Красной бригады» начали принимать в Кремле. Обласканные немцы часто приглашались на заседания, в работе которых участвовали руководители страны: Сталин, Молотов, Каганович, Ворошилов, Калинин. Выпускникам Баухауса демонстративно оказывалось высокое доверие, им позволили проявить себя и поработать на благо новой Родины.
По мнению специалистов PROFACTOR Armaturen GmbH, вполне возможно, что с подачи немцев в начале 30-х годов в Советском Союзе появился «свой» конструктивизм – новое авангардистское направление в изобразительном искусстве и архитектуре. Его авторы также как выпускники Баухауса пропагандировали модернизм и функционализм.
Большевики открещивались от всего, что связывало новую Россию с прошлым, в том числе с дореволюционными буржуазными архитектурными стилями. Новаторские решения, рожденные в Баухаузе, пришлись по вкусу большевикам, они поддержали конструктивизм и лишенные всяких излишеств архитектурные проекты, отличающиеся строгостью, компактностью, монолитностью и самое главное дешевизной.
Забежим немного вперед и заметим, что поработать в советской России немецким архитекторам пришлось недолго, не более 5-ти лет, до 1936 года – старта сталинских репрессий. Большую часть выпускников Баухауза репрессируют, некоторых расстреляют. Лишь немногие опомнятся и успеют покинуть СССР, в их числе будет и Ханнес Мейер.
В 1936 году он уедет в Швейцарию, но с работой там будет очень тяжело. Профессиональный архитектор займется частной практикой. Судьба преподнесет Мейеру ещё один сюрприз. В 1939 году ему предложат пост директора вновь образованного Института для города и Национального планирования Мексики. Работать в Мексике Мейер будет долго и плодотворно. Последние годы жизни он проведет в швейцарской деревне Тичино.
Птенцы Баухауса разлетелись по всей России
«Красную бригаду» не стали удерживать в Москве, в столице хватало своих специалистов. Хотя, некоторые выпускники Баухауса приняли участие в разработке проекта Дворца Советов, которому не суждено было осуществиться. Знания и опыт немецких архитекторов были нужны за пределами Москвы, поэтому их распределили в разные географические точки огромной России от Урала и Сибири до Дальнего Востока.
В ходе исследования, PROFACTOR Armaturen GmbH удалось обнаружить следы «Красной бригады» в проектировании и строительстве таких социалистических городов, как Магнитогорск, Свердловск, Орск, Пермь, Соликамск, Биробиджан и ряде других.
Мейер разработал два больших градостроительных проекта: план Большой Москвы и генплан застройки и развития Биробиджана – столицы Еврейской АО. По замыслу Мейера, Биробиджан должен был стать городом в стиле конструктивизма, но эта идея была реализована частично.
Застройка Биробиджана в стиле Баухауса
Сталин считал, что Биробиджан должен олицетворять для евреев СССР дальневосточный Иерусалим. К этому проекту относились весьма серьезно. Его курировал Государственный институт проектирования городов Госстроя (ГИПРОГОР) РСФСР. За подготовку генплан застройки и развития Биробиджана отвечало планировочное бюро, которым руководил Мейер. После получения ответственного задания, немецкий профессор с двумя коллегами, отправился в Еврейскую автономию, где требовалось заложить новый город.
Несколько месяцев архитекторы жили в бараке, собирая необходимые сведения, производили измерения местности и делали расчеты. В результате был составлен предварительный проект застройки города с программой экономического развития.
Мейер предложил несколько перспектив столицы Еврейской автономии. Один из вариантов основывался на развитии в городе лёгкой промышленности, а другой предлагал освоение запасов железной руды в горах Малого Хингана и подъем в Еврейской автономии тяжёлой промышленности. Согласно полученному в Москве указанию, бригада Мейера спроектировала город, рассчитанный на 50 000 человек к концу 3-ей пятилетки, приходящейся на период 1938-1942 годов.
Однако Мейеру не суждено было увидеть воплощение архитектурной мечты в Биробиджане. Отношение властей к профессору быстро менялось, против замыслов Мейера выступали его же советские коллеги, пытаясь отобрать у иностранца престижные проекты. Им это удалось.
В нынешнем состоянии Биробиджан не имеет ничего общего с тем, каким хотел его видеть архитектор-новатор. Большей частью город застраивался хаотично еврейскими мигрантами, прибывшими в Еврейскую автономию из республик Советского Союза и зарубежья: США, Аргентины и Европы.
В 1936 году население Биробиджана составляло уже 12 000 человек. Многие из них занимались разными ремеслами и мелким кустарным производством, кто-то держал кузнечную или мебельную артель, у кого-то была деревообрабатывающая фабрика или швейные цеха.
В конце 30-х годов, когда Мейер покинул СССР, в Биробиджане были открыты железнодорожный, педагогический и медицинский техникумы, появились первые местные газеты: «Биробиджанская звезда» на русском языке и «Биробиджанер штерн» на идише.
Перед началом Великой Отечественной войны, в столице Еврейской АО организовали вещание Биробиджанского радио, открыли Государственный Еврейский театр имени Л.М.Кагановича, пустили автобусное движение.
Жизнь кипела, город активно застраивать по советской модели, открывались новые производственные предприятия, которые в годы войны были переоборудованы для нужд фронта. Тогда на борьбу с фашистскими захватчиками призвали 11 000 жителей Биробиджана, в их числе были и добровольцы. С войны не вернулось 7 000 биробиджанцев.
С момента проектирования Биробиджана минуло 80 лет! Согласно статистическим сведениям, в административном центре Еврейской АО сейчас проживает 74,5 тыс. человек. Кто знает, если бы Мейер не уехал из СССР в годы сталинских репрессий, а остался работать в Биробиджане, как бы выглядел город сейчас? Скорее всего, его облик в стиле Баухауса признали бы образцом архитектурного конструктивизма 30-х годов ХХ века!
Текст — Густав РАЙШ, технический специалист немецкой компании Profactor Armaturen GmbH
Фото и иллюстрации из интернета.