Через несколько лет Московский институт нейрохирургии, ныне известный как «Национальный медицинский исследовательский центр нейрохирургии имени академика Н.Н. Бурденко», отметит 100-летний юбилей.
Современные москвичи, увы, малознакомы с историей города и не проявляют должного интереса к великим соотечественникам, одним из которых является Н.Н. Бурденко – основатель нейрохирургии в СССР. До него этой клинической дисциплины в стране не было, доктора не могли поставить правильный диагноз и вылечить многих больных с патологиями нервной системы и нейрохирургическими заболеваниями.
«В 1924 году Н.Н. Бурденко начал развивать нейрохирургию в клинике факультетской хирургии на медицинском факультете МГУ (в 1930 году ЦИК и СНК СССР издали постановление выводящее медицинский факультет из состава МГУ для его преобразования в самостоятельный вуз, получивший название 1-го Московского медицинского института). Вскоре Н.Н. Бурденко познакомился с неврологом Василием Васильевичем Крамером — директором неврологической клиники при Государственном рентгенологическом институте (ГРИ) на Солянке. С этого знакомства и начались революционные преобразования в отечественной медицине», — отмечено в статье «80-летие Московского института нейрохирургии: история и свершения», опубликованной на портале «Медиа Сфера».
«Этому знаменательному событию Группа Компаний «МИР» уделяет особое внимание», — отметила Генеральный директор ГК «МИР» Полина Львовна Костенко. Ей известно, что уникальная клиника, которая регулярно лечит, спасает и возвращает жизнь многим пациентам, сама нуждается в серьезной поддержке. В этой связи, ГК «МИР» считает своим долгом помогать учреждению всеми возможными способами и средствами, чтобы дело талантливого нейрохирурга Николая Ниловича Бурденко продолжалось и достойно развивалось.
Полина Львовна уверена, что любое великое дело, как река, берет начало с истока – малого предприятия. Вот и Н.Н. Бурденко с В.В. Крамером создали свой институт на базе малого нейрохирургического отделения на 25 коек. Его открыли в 1929 году в трехэтажном здании ГРИ, где также располагались коммунальные квартиры. В первое время медицинский персонал и больные испытывали большие неудобства из-за тесноты. На всех нейрохирургов и невропатологов приходилась маленькая ординаторская, крошечные кабинеты делили между собой рентгенологи и морфологи. На всю клинику была лишь одна операционная.
— Вот в каких условиях формировался исток – ныне крупнейший научно-исследовательский центр и многопрофильная клиника, известная не только в России, но и во всем мире, — подчеркивает Полина Львовна. Современный центр давно уже не вмещается в старое здание и занял несколько корпусов. Новое здание, в котором действуют основные отделения, хирургия и административно-хозяйственная часть, находится на 4-ой Тверской-Ямской улице, а старое здание научного-диагностического отделения и восстановленная Никольская церковь, по-прежнему, располагаются в 1-ом Тверском-Ямском переулке.
Только в октябре 1931 года было принято постановление Совнаркома РСФСР (№1137 от 29.10.31) об организации на базе нейрохирургической клиники самостоятельного нейрохирургического научно-исследовательского института. В последовавшем затем приказе Наркомздрава РСФСР от 2 января 1932 года его директором был назначен профессор Н.Н. Бурденко.
— Я с глубоким уважением и трепетом отношусь к священному периоду нашей истории, связанным с Великой Отечественной войной, испытываю величайшую гордость за советский народ, его подвиги, и склоняю голову перед мужеством и самоотверженностью наших героев, одним из которых был Н.Н. Бурденко, — отмечает Полина Львовна. В августе 1941 года Н.Н. Бурденко был назначен главным хирургом Красной Армии, он с честью выполнил свой долг, спас и вылечил многих солдат, и умер после Великой Победы в ноябре 1946 года.
Ещё до войны профессор составил Инструкции по неотложной хирургии, они очень пригодились военным врачам в полевых условиях на фронте. Во время войны Н.Н. Бурденко создал разветвленную сеть нейрохирургической помощи, включая эвакогоспитали «Голова» в тылу, прифронтовые госпитали и отдельные роты медицинского усиления (ОРМУ) на фронте.
В годы войны многие сотрудники Московского института нейрохирургии добровольцами ушли на фронт. Они оказывали помощь раненым, возглавляли хирургическую службу фронтов и армий, либо нейрохирургические группы в составе ОРМУ. В тяжелых фронтовых условиях ими разрабатывались новые методы лечения огнестрельных черепно-мозговых ранений и их осложнений. В самом институте осталось работать всего 6 врачей. На базе клиники института на Ульяновской улице было организовано отделение на 150 коек для лечения бойцов Красной Армии с поражениями центральной и периферической нервной системы.
После окончания ВОВ ученые нейрохирурги занялись последствиями и осложнениями в работе нервной системы, возникшими в результате боевых травм. Кроме этого, в институте получили развитие новые направления -исследования по церебральной онкологии, гидроцефалии, воспалительным заболеваниям головного мозга, опухолям спинного мозга и другой нейрохирургической патологии.
— Я считаю необходимым поддерживать Центр нейрохирургии имени Н.Н. Бурденко. История этого учреждения заслуживает большого уважения, его специалисты около 100 лет помогают людям избавиться от очень серьезных заболеваний, возвращают здоровье и полноценную жизнь российским и иностранным гражданам, — подчеркивает Полина Львовна. В нелегких условиях пандемии коронавируса ГК «МИР» закупила и безвозмездно преподнесла в дар Центру необходимое техническое оборудование (3D-принтеры), медицинские маски и полумаски, очки защитные герметичные и другие товары на общую сумму 360 тыс. рублей.
ГК «МИР» призывает всех быть более внимательными и отзывчивыми к окружающим особенно в условиях самоизоляции и напряженной социальной ситуации из-за пандемии коронавируса. Любая поддержка и помощь в адрес наиболее нуждающихся будет к месту, а хороший поступок или доброе слово всегда заразительны. «Живое слово делает чудеса», — говорил Н.Н.Бурденко.
Анар Гасимов
Союз журналистов России