Анар ГАСИМОВ:

Фабрики-кухни – первенцы советского конструктивизма

Первая волна модернизма, функционализма и конструктивизма захлестнула европейские страны и Советские Союз более 80-ти лет назад. В конце 20-х годов ХХ века архитекторы и дизайнеры-новаторы начали вносить разнообразие, модифицировать и придавать оригинальный вид сантехническим изделиям, посуде, мебели, одежде, интерьеру и новым зданиям. Многие новшества, преобразившие скучный быт вдохновением пионеров конструктивизма, и в наше время достойны подражания и восхищения.

Фабрики-кухни – первенцы советского конструктивизма

Фабрики-кухни – первенцы советского конструктивизма

Ветер модернизма и функционализма пришел в Советскую Россию из Германии. Большевистское правительство усиленно зазывало в СССР немецких специалистов, они привозили с собой новые идеи и разработки, помогали реализовывать их и тем самым вносили свой вклад в строительство пресловутого коммунизма. Так, при подаче немецких коллег, в СССР в 20-30-е годы ХХ века зародился новый вид искусства – конструктивизм.

Это авангардистское направление преобразило изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектуру и даже советский интерьер. Граждане СССР начали смотреть на жизнь совершенно по-другому. Изменился первоначальный облик многих вещей и объектов. Они стали более строгими, геометрически-чёткими, лаконичными, монолитными и приобрели массовый унифицированный характер.

Необычными памятниками или первенцами советского конструктивизма можно считать Дворцы труда, Рабочие клубы, Дома-коммуны и фабрики-кухни. Последние заслуживают особого внимания, именно фабрики-кухни стали первым результатом коренного переустройства советского быта, который начался в послереволюционные годы.

Фабрики-кухни – первенцы советского конструктивизма

Большевистское правительство освободило советских женщин от так называемого «домашнего порабощения». Товарищей-женщин призывали больше не тратить своё время на ведение домашнего хозяйства – готовку, стирку, мойку посуды и т.д.

По убеждению партийного руководства, женский труд требовал более эффективного применения, его необходимо было перенести из кухонь на производственные предприятия – фабрики и заводы. А кормить рабочий класс должны были не домохозяйки, а объекты общественного питания, те самые фабрики-кухни.

Они появлялись в советской стране, как грибы после дождя, их значительно укрупняли и механизировали: устанавливали машины для резки овощей, новое инженерное и сантехническое оборудование, посудомоечную технику.

Выборгская фабрика-кухня

Фабрики-кухни или «школы общественного питания» должны были вытеснить из советского общества «мещанскую» домашнюю еду, а также рестораны, частные забегаловки, трактиры, рюмочные и тому подобное. Причем, индустриализация советских кухонь была поручена немецким инженерам.

Однако специалисты из Германии проектировали в СССР не только фабрики-кухни, но и новые производственные, административные, жилые и другие здания. Одним из таких архитекторов-модернистов, оказавшихся в СССР, стал Бела Шефлер.

Бела Шефлер

Специалисты немецкой компании PROFACTOR Armaturen GmbH провели собственное исследование: подняли архивы, нашли старые публикации, исторические свидетельства и документы, которые проливают свет на судьбу немецких архитекторов – выпускников Баухауза, работавших в Советском Союзе в начале 30-х годов ХХ века.

Путёвка в жизнь

В начале 30-х годов ХХ века в Советском Союзе ежегодно возникали десятки промышленных городов. Энтузиазм зашкаливал, люди работали ударными темпами, жили в бараках, голодали и верили в лучшее будущее. Его фантастические очертания уже просматривались на чертежах архитекторов-модернистов. Они проектировали поселения в стиле конструктивизма – модного архитектурного направления в молодой стране.

Бела Шефлер был пионером конструктивизма в СССР, именно он возвел здание Музея истории Уралмашзавода и бывшую гостиницу «Мадрид» в Екатеринбурге, которые считаются образцом архитектурного конструктивизма 30-х г.г.

музей истории уралмаша

Бела Шефлер был выпускником знаменитой на весь мир германской Высшей школы строительства и художественного конструирования – Bauhaus (Баухауз), в переводе с немецкого «дом строительства». Все проекты талантливого выпускника дышали конструктивизмом. Советским властям нравились новаторские идеи молодого специалиста, к тому же он был «своим человеком», так как поддерживал и пропагандировал марксистскую идеологию.

Оказавшись в Москве, Шефлер получил так называемую «путёвку в жизнь» и был отправлен в Свердловск, ныне Екатеринбург, на стройку завода-гиганта Уралмаш. В 30-х годах немецкий эмигрант был чрезмерно востребован, находился на пике своей карьеры.

В советской России Шефлеру доверили спроектировать несколько промышленных, спортивных и административных объектов в стиле конструктивизма. Молодой архитектор наглядно демонстрировал свои знания, профессиональный опыт и способности, отточенные в Германии. Так родилась серия уникальных архитекторских проектов, некоторые из которых сохранились в Екатеринбурге до наших дней.

Екатеринбург

Екатеринбург

Шефлер стал автором ряда павильонов, специально спроектированных для уралмашевского стадиона, гостиницы «Мадрид», занимался архитектурным оформлением фасада заводоуправления Уралмаша, где по сей день располагается администрация предприятия. Однако здание Музея истории Уралмашзавода стало «лебединой песней» архитектора-модерниста. В начале 40-х годов Шефлера репрессировали и расстреляли, его имя стёрли из истории и забыли на десятилетия.

Скованные одной цепью

Школа Баухауз – колыбель европейского архитектурного конструктивизма. Этот стиль исповедовали и активно применяли на практике все педагоги и выпускники Баухауз. Они разрабатывали в конструктивистском духе жилые интерьеры, мебель, посуду, сантехнику и одежду. Это было чрезвычайно модно в первой половине двадцатого века.

Bauhaus, школа Баухауз

Новаторскую школу в 1919 году основал Вальтер Гропиус – разработчик модернизма в архитектуре, он дружил со знаменитым архитектором Ле Корбюзье. Именно Гропиус привлек в школу талантливых педагогов. Так, профессором Баухауза был Василий Кандинский, основоположник абстракционизма в живописи. Он покинул Россию после революции и переехал в Германию, где принял немецкое гражданство. Кандинский преподавал в Баухаузе живопись на протяжении нескольких лет.

Ханнес Мейер

В 1928 году новым директором Баухауза назначили Ханнеса Мейера, а Бела Шефлер стал его любимым учеником. Мейера и Шефлера объединяли не только профессиональный интерес, наука, творчество, но и коммунистические идеи. Причем, марксистская идеология активно обсуждалась в стенах Баухауз.

В школе царили либеральные взгляды, многие преподаватели и студенты открыто симпатизировали коммунистам, участвовали на митингах, протестовали, осуждали набирающих силу фашистов. Последние, естественно, сразу невзлюбили Баухауз. Они называли архитектурную школу «рассадником коммунизма», и были правы! Некоторые ученики Мейера являлись профессиональными революционерами, к таковым относился и Бела Шефлер.

В своей тарелке

Бела родился в Минске в еврейской рабочей семье, его отец был инженером. В 1904 году вся семья Шефлеров переехала из Беларуси в Германию. В Гамбурге юноша окончил гимназию, потом школу декоративно-прикладных искусств и стал дипломированным столяром. Это мирное ремесло гарантировало стабильную и безбедную жизнь, если бы не политические веяния, доносившиеся из советской России.

Многие ремесленники и рабочие в Германии внимали большевистской пропаганде, они наивно верили, что в СССР победил коммунизм, и люди там живут счастливо. Смельчаки из Европы и Америки отправлялись в Россию за лучшей жизнью и бесследно исчезали.

Не зная, что на самом деле происходит в Советском Союзе, граждане Германии объединялись под марксистскими лозунгами, немецкая компартия набирала силу. Шефлера увлекла за собой эта воронка, он попал под большевистское влияние и начал активную политическую жизнь.

В 1922 году Шефлер вступил в немецкую молодежную организацию, копирующую ВЛКСМ – комсомол. Будучи активным комсомольцем, Шефлер начал сражаться на баррикадах Гамбурга под началом Эрнста Тельмана. Однако юноша быстро доигрался, его арестовали и посадили в тюрьму. Шефлеру повезло, заточение оказалось недолгим, через полгода его амнистировали.

Видимо, в тюрьме революционный пыл Шефлера остыл, у него было достаточно времени поразмыслить над своим будущим, и после амнистии он занялся повышением образования. Шефлер узнал, что одним из непременных условий приема в школу Баухауза является владение каким-либо ремеслом. Это условие было на руку профессиональному столяру! Он подготовился и сразу поступил на строительное отделение Баухауза.

Сблизившись с преподавателями и студентами Баухауза, Шефлер ощутил себя «в своей тарелке». Его окружали талантливые люди, разделяющие марксистские идеи. А директор школы Ханнес Мейер открыто проповедовал коммунистические взгляды, из-за чего навлекал на себя гнев национал-социалистических властей. В такой обстановке у Шефлера вновь проснулся революционный пыл, он подружился с директором школы, а в 1928 году вступил ряды Коммунистической партии Германии.

Побег в СССР

В 1930 году Шефлер завершил обучение в Баухаузе. Согласно архивным сведениям, полученным PROFACTOR Armaturen GmbH, выпускнику доверили первый крупный проект – жилой комплекс Лаубенганг, который предназначался для рабочих семей. Шефлер подошел к работе с размахом, он внедрил в жилой комплекс новаторские решения и  спроектировал его в конструктивистском стиле.

жилой комплекс Лаубенганг

Лаубенганг представлял собой 5 четырехэтажных зданий-блоков, в каждом из которых было по 18 квартир. Они отличались повышенной комфортабельностью и были вполне доступны по ценам. Жилой комплекс возвели быстро и стали заселять. Однако Шефлеру не суждено было увидеть своё детище, не говоря уже о получении благодарностей и наград.

К власти пришли нацисты и тут же архитектор-коммунист еврейского происхождения оказался в опале, его отстранили от работы и посоветовали покинуть Германию как можно быстрее. В тоже время нацисты уволили Ханнеса Мейера. Чтобы не быть репрессированным и продолжить профессиональную деятельность, бывший директор Баухауза решил переехать в Советский Союз и позвал с собой Бела Шефлера.

В феврале 1931 года Мейер и Шефлер прощаются с фашистской Германией и вместе отправляются в СССР, к ним присоединяются ещё несколько выпускников Баухауза. Через два года, 1933 году национал-социалисты полностью упразднили школу Баухауз. Весь преподавательский состав и студенты были вынуждены покинуть Германию, они разъехались по всему миру.

Специалистам PROFACTOR Armaturen GmbH стало известно, что архитекторы Баухауза возводили здания в стиле конструктивизма в Западной Европе, Америке и Азии. Их уникальные работы были включены в учебники по градостроительству, о них написаны многочисленные статьи и монографии. Однако о тех, кто работал в Советском Союзе, не было известно почти ничего. Хотя, в СССР приехала самая большая группа немецких студентов и преподавателей из Баухауза – 23 человека.

Отказ от немецкого гражданства и последствия

Ханнес Мейер в СССР

В Москве уже ждали и готовились к прибытию группы архитекторов из Германии. Немцев приняли очень радушно, сразу окружили повышенным вниманием, создали условия для работы и назначили на престижные должности. Бела Шефлер стал доцентом Всесоюзного архитектурно-строительного института (ВАСИ), он хорошо владел русским языком и поэтому легко вникал в работу. Советские граждане очаровали немецкого эмигранта, особенно подкупали их энтузиазм, патриотизм и желание бескорыстно работать во благо советской страны и коммунистической партии.

Партийные руководители всячески «обрабатывали» Шефлера, а чтобы убедиться в его лояльности к советскому строю, предложили отказаться от немецкого паспорта и стать гражданином СССР. Со своим еврейским происхождением Шефлер не видел будущего в фашистской Германии, он принял советское гражданство и тем самым «сжёг все мосты» к отступлению. Более того, в 1931 году Шефлер вступил в ряды ВКП (б) – Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) и стал членом профсоюза.

Новоиспеченного гражданина СССР и члена ВКПб Бела Шефлера отправляют в Свердловск, ныне Екатеринбург, на стройку завода-гиганта Уралмаш. Несколько лет выпускник Баухауза работал над проектированием важных объектов, но сталинская машина репрессий уже была запущена, и Шефлер попал под её жернова.

Судьба молодого архитектора в Свердловске сложится трагически – его исключат из партии, уволят с работы и арестуют вместе с семьей, как «врага народа». В 1942 году, когда фашистская армия дойдет до Москвы, Шефлера признают агентом немецкой разведки и приговорят к высшей мере наказания.

Бела Шефлера реабилитируют посмертно в 1989 году, но имя пионера конструктивизма, увы, до сих пор пребывает в забвении. Если от фабрик-кухонь в современной России не осталось и следа, то любимые детища Шефлера – Музей истории Уралмашзавода и бывшая гостиница «Мадрид» в полном порядке. Они стали своеобразным памятником выпускникам Баухауза, перебравшимся из Германии в СССР и внесшим огромный вклад в развитие Советской России.

Текст — Густав РАЙШ, технический специалист немецкой компании Profactor Armaturen GmbH

Фото и иллюстрации из интернета

Посвящается Ольге К.