297 лет назад, 24 января 1720 года, Петром I был утвержден первый российский Морской устав, разработка которого велась несколько лет при активном участии самого императора. Президентская библиотека раскрывает на портале содержание этого начального устава, многие положения которого опираются на заложенные Петром I базовые принципы организации русского государственного флота. Важнейшим положением, помимо разнообразных регламентов боевого корабля, царь считал следующее: «Офицеру надлежит к подчиненным быть яко отцу, пещися о их довольстве, жалобы их слушать и в оных правый суд иметь: также дела их крепко смотреть, добрые похвалять и награждать, а злые наказывать».
Появление Морского устава было связано с новым этапом в истории развития страны. В ходе борьбы за выход к морю в самые короткие сроки на Балтике была создана довольно мощная флотилия, позволившая России превратиться в морскую державу. «Был бы флот, а гавань найдется», – приговаривал царь, лично возглавивший невиданное прежде на Руси строительство кораблей: его часто можно было видеть на петербургской верфи с топориком в руках: пригодились уроки, усвоенные им в Голландии.
Уже к 1725 году русский флот был одним из сильнейших на Балтике. В его состав входило 48 линкоров и фрегатов, 787 галер и других судов. Общая численность команд достигла 28 тыс. человек. Руководить такой армадой можно было только на системном уровне, что с успехом и предпринял царь Петр I,продумывая и излагая на бумаге пункты первого российского свода морских правил.
Во введении к уставу, который заменил существовавшие ранее разрозненные документы, регламентировавшие отдельные стороны флотской жизни, разъяснялись причины его появления. «…Понеже сие дело необходимо нужное есть Государству (по оной присловице: что всякий потентат, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет. А который и флот имеет, обе руки имеет), того ради сей Воинский Морской Устав учиняли, дабы всякий знал свою должность, и неведением никто б не отговаривался».
Через три месяца, 13 (24) апреля 1720 года, с той же целью доведения положений нового документа до всех моряков Морской устав по царскому указу был издан отдельной книгой.
Устав Петра I состоял из пяти книг. Первая содержала положения о высшем командном составе Военно-морского флота и статьи, определявшие тактику эскадры. Во вторую были включены постановления о старшинстве чинов, о почестях и внешних отличиях кораблей, «о флагах и вымпелах, о фонарях, о салютах и флагах торговых…». Третья книга раскрывала организацию боевого корабля и обязанности приписанных к нему должностных лиц. Книга четвертая состояла из шести глав, которыми регламентировались правила поведения на корабле, численность офицерских слуг согласно рангам, порядок раздачи провианта, способы определения вознаграждения за взятие неприятельских судов, боевые раны и выслугу? лет, а также методы раздела добычи при захвате неприятельских судов. Книга пятая «О штрафах» представляла собой военно-морской судебный и дисциплинарный уставы. Также к Морскому уставу прилагались формы ведомостей судовой отчетности, книга сигналов и правила дозорной службы.
Устав 1720 года стал важнейшим законодательным документом российского флота. По полноте содержания и глубине изложения он был наиболее совершенным для первой половины XVIII века. После доработки Морской устав Петра I был переиздан в 1724 году и с незначительными изменениями действовал до 1797 года, когда был заменен новым, учитывавшим изменение представлений о способах ведения боя.
Но главные принципы организации ВМФ России со времен Петра Iостаются прежними: «Все чины флота, во всякое время и при всех обстоятельствах, должны вести себя так, чтобы поддерживать честь русского имени и достоинство Русского флага».
Приносим благодарность Президентской библиотеке за предоставленные материалы