В Санкт-Петербурге в Музее Фаберже открылась выставка произведений выдающегося испанского живописца XX века Сальвадора Дали. На ней представлено более 150 живописных и графических работ Дали, предоставленных Фондом «Гала – Сальвадор Дали» в Фигерасе, а также из других музейных и частных собраний.

Впервые в Северной столице представлено такое большое количество работ этого неординарного художника. Личность Сальвадора Дали, наверное, еще многие годы будет вызывать интерес и у искусствоведов, и у всех любителей искусства. В искусстве он как будто задался целью удивить весь мир. И ему это в значительной степени удалось. В своих работах он отразил весь 20 век – динамичный, сложный, противоречивый, во многом изменивший наши представления об истории.

Представленная коллекция полностью отражает название выставки «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик». Вы не найдете здесь картины мастера, выполненные в привычной для многих парадоксальной манере. Здесь собраны в основном работы, относящиеся к периоду осмысления прошедшего пути, обращению к классической живописи. При этом модернизм и классика существуют рядом, дополняя друг друга.

 

Фонд «Гала – Сальвадор Дали» в Фигерасе, основанный самим художником, находится в постоянном поиске работ, которые смогли бы наиболее полно отразить все многообразие творчества мастера. На нашей вставке представлено недавнее поступление в фонд — «Пейзаж с загадочными элементами» , приобретенный за рекордную сумму у частного владельца. Как сказал управляющий директор Фонда  Жоан Мануэл Севильяно, даже в кризис банки не отказывают им в срочных заявках на кредиты,понимая, что это вложение в искусство, которое вечно.

Как рассказал Председатель правления Фонда «Связь времен» Владимир Воронченко, при создании экспозиции возникали неожиданные ситуации, когда, даже после подписания протокола о намерениях, наблюдательные советы крупных музеев отказывались от предоставления картин. Здесь сказывается политическая ситуация, хотя он даже отказался назвать сумму страховки выставки — при этом понятно, что она весьма высока.

 

Выставка представила довольно полно Дали — рисовальщика. Различные техники — чернила, акварель, гуашь применены в серии иллюстраций к «Божественной комедии», выполненных по заказу Государственного полиграфического института Италии. За два года были сделаны 102 рисунка, которые позднее были воспроизведены в технике фотогравюры. У этих стендов стоит задержатся подольше,что бы можно было рассмотреть все тонкости работы руки художника.

Меня на выставке более всего поразили живописные работы, посвященные Микеланджело  Буонаротти. Здесь настолько переплелись история и современность, страх перед смертью и жажда бессмертия. Здесь Дали пытается найти божественное в земном, переплести классику с сюрреализмом. В результате получились картины,которые можно рассматривать картины часами и каждую минуту находить что то новое.

Кроме того, мне эта серия показалась очень созвучной Санкт-Петербургу, Эрмитажу. Наверное, это потому, что наш город своей архитектурой и собраниям великого музея во многом обязан итальянским мастерам Возрождения.

И заключительным аккордом творчества Дали звучит серия  работ, посвященная Гробнице Медичи. Это не только мемориал покровителям Ренессанса, но и ему самому,  его творчеству, прошедшему сложный путь и вернувшемуся к классическим истокам искусства.