Вы знаете, почему день железнодорожного транспорта отмечается именно в начале августа? Первоначально он праздновался чуть раньше, в день рождения императора Николая I, но революция не могла сохранить эту дату, ее просто немного передвинули. В этот день руководство железных дорог устраивало балы в здании Министерства путей сообщения на Фонтанке 117, которое сейчас входит в комплекс Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения.
Николай I, как и все члены царской фамилии много путешествовали по Европе. Именно там впервые он увидел паровоз и ознакомился с организацией железнодорожного движения. По некоторым данным, он даже попробовал себя в качестве кочегара. Император увидел и смог понять всю перспективность организации такого транспорта на огромных просторах России.
Сначала в качестве полигона испытаний появилась ветка, соединившая Санкт-Петербург с Павловском. Со средней скоростью около 32 км\час она доставляла пассажиров в уютные пригороды.
Сооружение второй подобной линии в Петергоф предложил осуществить барон А.Л. фон Штиглиц на условиях государственно — частного партнерства, как теперь определили бы это предприятие. Барон строил линию за свои деньги, а после открытия движения было согласовано создать акционерное общество по управлению движением с наделением его определённым набором льгот. В условиях Крымский войны и отсутствия денег в казне, такое предложение было весьма привлекательным. В это время Петергоф потихоньку становился «летней дачей» для жителей столицы, и такой дополнительный путь был очень кстати.
И вот здесь, по настоянию Императора, началось то, что сейчас называют популярным словом «импортозамещение». Чугун и железо для строительства полагалось покупать у русских производителей, так же как и паровозы и вагоны. Паровозы имели собственные имена. Первые два так и назывались «Петербург» и «Петергоф»
Для путешествий царской фамилии был на Александровском заводе построен специальный состав из паровоза и семи вагонов. Однако оказалось, что это мало для перевозки всей свиты и были добавлены ещё три. В состав поезда входили вагон -электростанция, багажный и спальный вагоны, вагоны для свиты,и прислуги, царский вагон с рабочим кабинетом и спальней Императора, вагон для фрейлин, великокняжеский вагон, вагон — столовая и кухня.
Снаружи окраска была синяя с позолотой, внутри отделка из полированных пород деревьев,. Потолок Царского вагона был обтянут белым атласом, стены обиты штофом малинового цвета. Именно здесь Николай II в 1917 году подписал документ об отречении от престола.
После революции вагоны императорского поезда использовались руководителями советского государства. Перед войной в ведение Петергофского музея были переданы два из них для организации экспозиции: вагон с рабочим кабинетом Императора и вагон — столовая. Их разместили в Александрии, и они были серьезно повреждены в период войны, а в 50-е годы были сданы на металлолом.
Жители Петербурга сразу поняли удобство этой магистрали, проложенной чуть вдали от побережья залива, поскольку это было экономически выгоднее с точки зрения земляных работ. С большим вкусом и эффектом было построено по проекту Н. Л. Бенуа здание вокзала в Петергофе, чем-то напоминающее итальянские соборы. Интересно, что поезд проходил здесь как бы сквозь вокзал через две арки.
Движение было открыто 21 июля 1857 года. Первый поезд за 1 час 10 минут довез 300 пассажиров. И уже 15 августа все августейшее семейство совершило первую поездку по Петергофской железной дороге.
Ежедневно по трассе ходило 10 поездов, при этом на выходные дни их количество приходилось увеличивать — так была популярна чугУнка. В дальнейшем она была продлена до Ораниенбаума и Ревеля.
Здание Петергофского (ныне Балтийского) вокзала напоминает Восточный вокзал Парижа, На два рельсовых пути приходилось три платформы, над которыми соорудили стеклянные перекрытия. В левом флигеле вокзала располагались специальные помещения для царской семьи, где они могли расположиться перед поездкой. Расписание соблюдается точно, опаздывать никому не разрешалось, даже Императору. Проект вокзала создал архитектор А. И. Кракау
Всего в царское время было построено более 70 тысяч километров железнодорожный путей. Сейчас общая длина трасс немного более 80 тысяч километров. Можете представить, какой объем работ был проведен в 19 — начале 20 веков. Для обслуживания этого хозяйства был создан Институт Корпуса инженеров путей сообщения. Стоит заметить, что в начале 19 века в России было не более десятка дипломированных инженеров. Поэтому создание такого учебного заведения по сегодняшним временам можно сравнить с созданием Сколкова. Основателем и первым руководителем Корпуса был Август де Бетанкур, испанский инженер на русской службе.
Это был талантливый учёный и прекрасный организатор, сумевший оставить свой след в обеих столицах. И не только в них. Тульский оружейный завод, Александровская мануфактура, Московский Манеж, Экспедиция заготовления государственных бумаг (ныне Гознак) — ко всему этому он приложил свои знания и опыт. Но самое памятная должность — он был директором путей сообщения, в нынешнем понятии Министр транспорта. Какое значение придавал Корпусу Император можно понять по тому, что он сам принимал вступительные экзамены у поступающих. В начале 2018 года Бетанкуру исполнится 250 лет. Университет путей сообщения выступил с инициативой присвоить его имя одной из городских улиц.
Этот рассказ не просто об истории железных дорог, но и о выставке, которая открылась в Верхнем парке ГМЗ «Петергоф». На 48 стендах экспозиции «Императорские чугУнки» размещены материалы, представляющие интерес как для горожан, так и для гостей города. Это и фотографии уже исчезнувших построек, чертежи зданий, фотографии пассажиров. Даже единый проездной билет есть. Интересная деталь: проезд из Петербурга в Петергоф стоил дешевле, чем на обратный путь. Выставку обещают сделать круглогодичной.
Почему именно ГМЗ «Петергоф» сделал совместно Петербургским государственным университетом путей сообщения Императора Александра I при участии Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации и ОАО «Российские железные дороги» такую выставку? Во первых, дачному Петергофу близка тема дачников, здесь в Александрии есть целая экспозиция, посвященная горожанам на отдыхе, которую очень рекомендую посмотреть.
Ну а вторая причина — как оказалось, Елена Яковлевна Кальницкая, директор ГМЗ — выпускница того самого Корпуса, который, основал Бетанкур. Связь времен и историй неразрывна.