Встреча с Эдвардом Радзинским, предваряющая премьеру его моноспектакля «Некто 1917» обещала быть бурной: собрались любителя поспорить, о чем на спектаклях можно только мечтать.  Но Эдвард Станиславович заполонил собой все пространство зала в ТАСС так, что мне остается только процитировать некоторые его высказывания. Без комментариев.

О Революции

«О революции нельзя говорить сидя. Актеры, которые играли мою пьесу под руководством очень уважаемого хорошего старого режиссера, не понимали, что такое революция. Они читали лекцию. Вы понимаете, что у людей, которые жили в то время, задницы были словно намазаны скипидаром! Они двигались иначе! Там за секунду проходило сто лет, так был насыщен каждый момент! Трагедия революции в том, что старая власть живет в своем времени, как жил наш несчастный Николай II, как жил Людовик XVI. А те живут в другом измерении! Революция – это когда все инстинкты, которые задавлены в нас приличиями, законом, пробуждаются. Человечество начинает гулять во время революции. Это крик! И когда сытые историки выходят рассказывать про революцию — это смешно. Революция — вселенский театр, где вчерашний адвокат ведет на штурм, вчерашний художник руководит армией и ничтожество становится президентом»

И вы знаете,  он остановил репетиции упомянутой пьесы о революции.

Без Матильды, конечно, не обошлось

«Это одно из достижений современных политтехнологов – заставить всю страну обсуждать не революцию, а Матильду. Это потрясающе, готов аплодировать, — иронизирует Радзинский . – Что делал в 1893 году молодой человек, который записывает в дневнике «ушел к утру от маленькой К»? Наверное, разговаривал с ней о судьбах России, о чем же мы еще будем рассуждать?  Если вы составите список тех, кто из великих князей жил с балеринами — список получится длинным. Это была такая гусарская традиция. Но Николай святой, поэтому он естественно не жил…В России есть правящий класс, который хочет веселиться. Режиссер Учитель выбрал самую милую и веселую тему – Матильда, балет… Она, думаю, будет невероятно приятна его зрителям Этот правящий класс не хочет беспокоиться, а ему беспокоиться надо. Потому что не все в порядке в Датском королевстве», -сказал в заключении тирады наш спикер.

И вот ведь какая ирония: премьера фильма на сцене Мариинского-2 и премьера спектакля Радзинского в Филармонии совпадают по времени. Интересно, куда направятся потоки любителей истории?

Сталина он упомянул в контексте современных теледебатов, где всегда есть один мальчик для бития, а остальные якобы единомышленники: «Сталин — успешный менеджер или успешный палач? Гений, корифей науки и техники? Выясняют это, не принимая во внимание еще одну версию — что он успешный революционер, например. У нас у всех сегодня есть повод для упражнения в ненависти. Посмотрите диспуты по телевидению: там, даже если все единомышленники собрались, они умудряются начать яростно кричать друг на друга»

И почти в заключении: «Вся история — политика, обращенная в прошлое. Скажем, Распутин вчера выглядит агентом сионистов, а завтра уже предстанет в истории их жертвой. Читаешь это и дико смеешься. Вообще нет ничего забавнее времени, в котором мы сейчас живем – чистой воды фарс. Я по одной из своих профессий драматург, и мне очень хочется написать о том, что с нами происходит — так это смешно и невероятно. Написать обо всем, начиная от «Матильды», заканчивая последними событиями — желанием Ксении Собчак пойти в президенты. Но почему-то мы относимся ко всему этому очень серьезно. Наверное, потому, что мы сами живем внутри этих событий, а нам не очень-то смешно»

Выбор за вами: в Филармонию или в Мариинский. Все зависит от того, чего вам хочется: легкости или раздумий. У меня после часа беседы сложилось впечатление, что я бы предпочла Филармонию. Жаль, что не попадаю ни туда, ни туда. А от вас жду ваших впечатлений.