В 1930-е годы – в первую и вторую пятилетки – в СССР появились уникальные объекты, ставшие ядром современной промышленной и транспортной инфраструктуры, залогом дальнейшего технологического развития страны. Так, флагманский лайнер «Максим Горький» был построен к 1934 году, когда силы всей страны были брошены на возведение другого уникального гидротехнического сооружения – Канала Москва-Волга (сегодня – Канал имени Москвы).
«Теплоход «Максим Горький» является шедевром отечественного судостроения и действующим памятником истории. Мы хотим вдохнуть в него новую жизнь, превратить речной «Борт №1» в настоящий теплоход-музей с интерактивной экспозицией и банкетным залом. Таких проектов в мире единицы. Мы планируем оцифровать уникальные экспонаты и архивные фотографии из нашего подмосковного музея, добавить к ним другие исторические артефакты. После реконструкции теплоход «Максим Горький» станет современным культурно-музейным плавучим центром, который сможет совершать экскурсионные туры через знаменитые шлюзы «Канала имени Москвы»», – говорит руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин.
Теплоход «Максим Горький» – это двухпалубное судно длиной 68,8 м, шириной 13 м, высотой борта 3,25 м и высотой с надстройками 12 м. Его пассажировместимость составляет 52 человека в каютах или 150 человек при массовых перевозках на коротких рейсах.
Белоснежный теплоход строили по указанию Иосифа Сталина в Нижнем Новгороде на верфи Красное Сормово под открытым небом в специальном затоне, что по тем временам считалось новацией. Для правительственного лайнера применили многие научные и технические разработки того времени. Так, корпус и энергетическая установка были сняты с подводной лодки «Богатырь». По индивидуальным чертежам создавались мебель и предметы интерьера в стиле «сталинского ампира». В оформлении теплохода использовали, по меньшей мере, 17 пород древесины, в том числе красное дерево, чинару и карельскую березу. Техническим достижением того времени стали возможности двигателя, благодаря которому судно способно развивать скорость до 35 км в час
Поначалу «Максим Горький» ходил по Волге, использовать его на Москве-реке не позволяли глубины. Но с запуском Канала Москва-Волга и до появления в столице Крымского моста теплоход совершал речные рейсы. Судно предполагалось использовать для первых лиц страны, в частности, для Иосифа Сталина, поэтому даже в технических документах фигурирует наименование класса «пассажирско-служебный теплоход». Многие называли его «яхтой Сталина». Для вождя соорудили специальную каюту, имевшую ванну, кабинет и балкон с выходом на широкую палубу, где можно было сидеть в плетеных креслах, любуясь открывающимся видом.
В 1940-50-е годы на судне отдыхали первые лица страны – Берия, Каганович, Микоян, Орджоникидзе, Молотов, Маленков, Хрущев, а в 60-е «Борт №1» использовали для перевозки обычных граждан из столицы на пляжи в Подмосковье. Позднее теплоход стал прогулочным и совершал регулярные рейсы в черте города, возил специальные международные делегации, посещавшие Москву. В 1990-е годы в носовом вестибюле появилась экспозиция восковых фигур: сидящий Сталин, рядом с которым стоят Максим Горький и «всесоюзный староста» Михаил Иванович Калинин. Вплоть до 2015 года теплоход принимал банкеты, юбилеи и правительственные делегации, а в 2016 году был законсервирован.
Сделка по покупке с ОАО «Московское речное пароходство» будет закрыта до 19 апреля. Таким образом речной «Борт №1» останется в России. Легендарный теплоход станет первым в Москве действующим плавучим музеем, который сможет ходить по водным путям «Канала имени Москвы».
«Необходимость покупки теплохода «Максим Горький» возникла сразу с появлением информации о его продаже. Легендарное судно имеет историческую ценность – его важно сохранить в культурном активе страны как память об эпохе грандиозных строек», – говорит Герман Елянюшкин.
Решение о приобретении теплохода было согласовано с Министерством транспорта РФ и Федеральным агентством морского и речного транспорта. Стоимость сделки составляет 20 млн руб. По ее завершении «Максим Горький» отправится на капитальный ремонт. До этого теплоход был реконструирован в 2003 году с заменой двигателей, навигационного оборудования и механизмов, ремонтом корпуса и реставрацией внутренних помещений.
ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом, выполняет функции органа государственного управления на внутренних водных путях в 12 субъектах Российской Федерации. Объекты предприятия включают более 240 гидротехнических сооружений и 3842 км водных путей.