Владимиро-Суздальский музей-заповедник обладает богатой коллекцией живописи и графики XII-XXI вв. В экспозиционных залах всегда можно найти для себя что-то новое и неожиданное. Одной из удивительных картин является полотно художника-авангардиста начала XX века Николая Михайловича Григорьева «Футбол»
То, что мы видим это произведение – уже чудо! После постановления 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» и анонимной статьи в «Правде» «О художниках-пачкунах» работы авангардистов в музеях просто уничтожались. Эта картина сохранилась в частной коллекции и была приобретена музеем-заповедником в 1986 г. Она – подлинный свидетель перестройки искусства и общественного сознания в первые годы советской власти в России.
Николай Михайлович Григорьев – один из русских авангардистов, следовавших заветам К.С. Малевича: «Если ты стремишься изучать искусство – изучай кубизм». Художника увлекает игра форм и объемов в пространстве картины с сохранением реалистичности изображаемого. С помощью цвета он делает этот мир яснее и ярче. Можно сказать, что в своем искусстве 1910-1920-х годов он строит идеальный новый мир, к которому стремилась революция.
Именно ссыльные революционеры в родной Григорьеву Вятской губернии повлияли на его развитие в юности и помогли ему отправиться в Казань учиться живописи. Продолжив образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, Николай Михайлович с головой окунулся в круговерть новейших течений, в которых выработал свой стиль.
Необычным и парадоксальным на первый взгляд сегодня кажется выбор темы: почему художник-авангардист в 1920 году пишет картину о футболе? Но нужно помнить о том, что спорт всегда являлся составляющей государственной идеологии. После революции профсоюзы Страны Советов повсеместно устраивали массовые соревнования, а в мае 1920 г. Всевобуч (Организация всеобщего военного обучения) провел во многих городах День спорта.
Футбол советских тружеников как коллективная игра и официально одобренный вид отдыха противопоставлялся западному коммерческому и индивидуалистическому футболу. Шли даже споры о месте этой игры в советском обществе: нужен ли футбол, не повышающий производительность труда (как зарядка, например) и ведущий к травмам игроков? Но равнение на гармонично развитого и проводящего свободное время в организованных командных состязаниях патриота, восхищение человеческим азартом и красотой этой игры – победили! Футбол стал частью физического воспитания нового человека, а Николай Григорьев – первым советским художником, изобразившим, как под деревьями на фоне производственных строений с высокой трубой взрослые люди «гоняют мяч».
«Футбол» Н.М. Григорьева остался свидетелем «эпохи перемен» в искусстве и общественном сознании страны, когда даже спорт должен был «стоять на правильных идейных позициях». Художник сумел почувствовать раньше всех, что игра становится элементом пропаганды.
…Чемпионат РСФСР по футболу состоится в 1922 г., а в 1923 впервые выедет за рубеж сборная футбольная команда страны и успешно выступит в Швеции, Норвегии, Германии. В живописи появятся «Футбол» Александра Дейнеки (1924 г.), «Футбол» Юрия Пименова (1926 г.), «Спартакиада Балтфлота» (1933 г.) и «Футбольный матч СССР – Турция (1935 г.) Николая Дормидонтова… В кинотеатрах с аншлагом будет идти фильм «Вратарь» (1936 г.). Люди станут зачитываться книгами Юрия Олеши «Зависть» (1937 г.) и Льва Кассиля «Вратарь республики» (1938 г.). Даже в основу балета на музыку Шостаковича «Золотой век» (1930 г.) ляжет сюжет из жизни футбольной команды за рубежом, где опять столкнутся два мира: «они» и «мы»…
Но всё это будет позже, первым в истории советского искусства останется «Футбол» Николая Михайловича Григорьева!
Фото и материал предоставлен Пресс-службой Владимиро-Суздальского музея-заповедника