19 июля Центр подводных исследований Русского географического общества и Государственный музей-заповедник «Петергоф» при участии Государственного Эрмитажа открыли выставку «Три века под водой». Подлинные вещи эпохи Петра Великого, удивительным образом сохранившиеся в водах Финского залива, демонстрируется в Серебряных кладовых Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме, открытых после длительной реставрации.
Специалисты Центра подводных исследований Русского географического общества разгадали одну из невероятных морских тайн. На дне Финского залива они обнаружили немецкое торговое судно конца XVII века «Архангел Рафаил», затонувшее в 1724 году с большим грузом контрабанды на борту. О захватывающей истории корабля, полной загадок и тайн, расскажут экспонаты, представленные в залах Серебряных кладовых. Часть экспонатов уже демонстрировался на выставке в Штаб-квартире РГО в Санкт-Петербурге и в Центральном военно-морском музее. Но «Архангел Рафаил» продолжает делиться с нами уникальными артефактами. В этом году экспозиция, дополненная новыми находками подводных археологов, переехала в Ораниенбаум.
Окончание Северной войны между Россией и Швецией была ознаменована заключение Ништадтского мирного договора. По его условиям Россия вернула себе выход в Балтийскому морю, что повлекло за собой стремительный рост торговли. Уже в ноябре 1721 года Пётр I распределился, «чтоб большая часть из российских товаров вывозилась из Санкт-Петербурга. Для стимулирования балтийской торговли таможенные пошлины в столице были снижены на 3%, то когда как в Архангельске, прежним главном торговом центре России, они были увеличены до 7%. Торговые перевозки осуществляли в основном иностранными судами. В 1724 году лишь 12 судами владели россияне.
Петербург создавался Петром I как главный внешнеторговый терминал России. Недаром сразу же после взятия Ниеншанца в начале май 1703 года было официально объявлено: «его Царское величество изволил назначить премию в 500 червонцев тому шкиперу, которые из Голландии или из другого места приведёт свое судно». Премия была выдана уже в начале ноябре 1703 года. Однако последующие годы шведская морская блокада препятствовала развитию торгового судоходства. Ситуация изменилась только после выхода российского военного флота Балтийское море. С 1718 по 1726 годы Россия 2 увеличила вывоз пеньки, а вывоз металла в 27 раз.
Уже справляясь с задачами перевозки грузов, Россия, тем не менее, не имела ни пограничных караулов, отсутствие которых создавало благоприятные условия для контрабанды. Однако попытки наладить таможенный контроль долгое время оставались безуспешными, чем и пользовались нечистый на руку дельцы. Если мелкие партии галантереи и продуктов питания перевозились прямо в петербургский порт, то контрабанда крупных партий товара осуществлялась у побережья Финского залива к западу от Кронштадта. Излюбленным местом контрабандисты был район мыса Красная Горка. Объясняется тем что там специальным указом было разрешёно забрать балласт в виде песка и камней для остойчивости судов, что позволяло иностранным кораблем вполне легально находиться там якобы для загрузки балласта.
Холодным октябрьским утром 1724 года из Петербурга в Любек вышло немецкая торговое судно Архангел Рафаил. Товара в его трюмах было совсем немного, невелика была пошлина, уплаченная капитаном. Однако при пересечении линии таможенной границы судного вдруг стало на якорь и к нему одна за одной потянулись грузовые лодки. 40 дней команда Архангела Рафаила принимала на борт тюки с контрабандой, а довольный владелец незаконного груза, голландец Герман Майер, подсчитывал будущее барыши. Но его планам не суждено было сбыться: осенний холод сменился морозом и воды Финского залива быстро покрылись льдом. Не в силах выскользнуть из западни, судно было зажато льдами и затонула. Через несколько дней о нем напоминала только слегка торчащая надо льдом мачта. Она-то и послужило сигналом для местных крестьян. Они поднимали на поверхность тюки контрабандного груза. Это было начало истории судна, перешедшее в сегодняшний день.
Запутанная история о контрабанде на погибшим в книге заинтересовала специалистов Центра подводных исследований Русского географического общества. После кропотливой работы в в российском государственном архиве военно-морского флота был обнаружен ряд документов, позволивших спустя 300 лет восстановить историю последнего маршрута Архангела Рафаила и определить предполагаемый район его гибели.
Именно там в ходе специальной поисковой экспедиции были найдены останки трехмачтовое судно. Частично замытый грунтом корпус, несмотря на имеющиеся разрушения, сохранил свою форму, что позволило подводным археологам начать раскопки. Подтвердить эту гипотезу, что это Архангел Рафаил, помогли важные находки с судна: северогерманского блюда с изображением Архангела Рафаила, датированное 1696 годом и кирпичи с клеймом любецкой кирпичным мануфактуры XVII века. За четыре сезона подводных раскопок водолазом удалось размыть часть внутреннего пространства корпуса судна и достичь днище корабля. Археологические работы сопровождались находками небольшого количества артефактов, позволивших сегодня заглянуть в прошлое его создать и кладут в жизни мореплаватели XVIII века.
Специально для выставки в Ораниенбауме Государственный Эрмитаж представил удивительно сохранившиеся под водой шерстяной кафтан, принадлежавший одному из членов команды Архангел Рафаила. В процессе реставрации кафтана музейным специалистам удалось в первозданном виде сохранить все 94 декоративные пуговицы, сделанные из дерева и оплетённые шерстяной нитью. А ведь со дна моря был поднят бесформенный фрагмент, напоминающий кирпич: весь кафтан был пропитан дегтем, что и помогло ему практически быть законсервированным.
Кафтан реставраторы сначала промывали морской водой, потом пресной. Затем использовали химические реактивы, которые вытягивают деготь. Оказалось, что он не темно-коричневый, а горчичного цвета. По деталям удалось узнать многое о хозяине кафтана. Это был человек состоятельный, но бережливый. Он мог позволить себе не гнаться за модой, а многие годы носить вещь, которая ему нравилась и была удобной. Некоторые детали одежды отстают от моды 1724 года на 10-15 лет. Кстати, владельца нельзя назвать неряхой. Он следил за состоянием кафтана и тщательно его обновлял. Под рукавом есть заплатка, а сбоку — прореха, которая старательно зашита льняными нитками. Утрата этого костюма могла стать для его хозяина не меньшей трагедией, чем потеря всего судна.
В процессе работ был обнаружен фрагмент печатной книги на немецком языке. При переводе читаемого текста стало понятно, что это часть Нового Завета в переводе Мартина Лютера, всего было обнаружено 27 листов, что, судя по нумерации страниц, составляет не более 10% от общего объема книги. Найденный фрагмент был зарыт толще ила, а под книгой находилась потрошеная тушка угря, поэтому странице были пропитаны рыбьим жиром, загрязнены мелким песком и илом, частицы которого проникли между волокнами бумаги. Отдельные листы имеет разрывы и утратой. Микроскопические исследования структуры бумаги показали, что она сделана из льняного волокна, что является обычным для того времени. Реставрация Нового Завета была произведена специалистами по реставрации графики редкой книги из Всероссийского художественного научно-реставрационный центр имени Академика Грабаря.
Одной из последних находок стал дубовый бочонок, в котором были обнаружены … тушки замаринованных рябчиков, приправленных лавровым листом. Понятно, что от дичи остались лишь косточки.
Так часть контрабандного груза, посуда, одежда и личные вещи экипажа, рабочий и измерительный инструмент после трехсотлетнего молчания ведут свой неспешный рассказ о жизни на европейском судне 18 века.
Гостей выставки ждёт множество интересных фактов о законах морской торговли, которые не всегда соответствовали законам государственным. А видео и аудио оформление проекта дает возможность погрузиться на морское дно и окунуться в мир увлекательные профессии подводного археолога.
У Центра подводных исследований Русского географического общества впереди еще много открытий — сейчас очищено около трети судна. Проявили интерес к изысканиям и немецкие подводные археологи, которые предполагают поучаствовать в экспедиционных работах уже этой осенью. Ну а на следующий год возможен выезд выставки в Гамбург. Так что поспешите увидеть артефакты подводного мира. Вход на выставку, размещенную в Серебряных кладовых Меншиковского дворца бесплатный.