Почти детективная история разворачивалась сегодня в ГМЗ «Царское Село»
Музей-заповедник приобрел в Испании у частного лица альбом гравюр Франческо Бартолоцци (1727–1815) из собрания императорской библиотеки Александровского дворца. Альбом синего сафьяна с золотым тиснением входил в музейную коллекцию до 1941 года и был утрачен во время Великой Отечественной войны.
Предметы Александровского дворца были эвакуированы во время Великой Отечественной войны в очень ограниченном объеме. Почти вся библиотека была укрыта в подвале дворца, эвакуировать ее не удалось. В годы оккупации города Пушкина она была вывезена из СССР. Часть книг в конце 1940-х обнаружили в Австрии и вернули в Центральное хранилище пригородных дворцов-музеев. Сейчас в собрании ГМЗ «Царское Село» находится 7,5 тыс. томов из 24 тыс. книг, входивших в состав библиотеки Александровского дворца до Великой Отечественной войны.
Происхождение альбома из Александровского дворца подтверждает наличие штампа с надписью «ЦАРСКОСЕЛЬСКАЯ ДВОРЦОВАЯ БИБЛIОТЕКА» и инвентарных номеров дворца-музея 1940 года. Судя по королевскому гербу Бурбонов на обложке, альбом был создан в формате гран-фолио в 1815–1830-х годах.
И вот здесь начинается детективные истории. На альбоме явно просматривается штамп зондеркоманды, в состав которой входили немецкие искусствоведы, собираешься исторические цености на окккупированных территориях. Но, с другой стороны, в Пушкина стояли части испанский Голубой девизии. Таким образом не очень ясна судьба альбома в послевоенные годы. .
Альбом обнаружил сотрудник музея Прадо, начальник Отдела рисунков и гравюр Хосе Мануэль Матилья в одном из антикварных магазинов Мадрида. Антиквар имел документы, подтверждающие покупку в Германии. Но альбом имела этому времени несколько другой состав, чем в предвоенные годы.
В альбоме, который приобрел музей-заповедник, 69 гравюр. Из них 64 гравюры идентичны описаниям в инвентаре 1940 года. Четыре гравюры не соответствуют музейным описаниям, но также созданы Бартолоцци: «Портрет леди Катерины Боклерк», «Композиция с оригинала плафона во второй комнате Королевской академии», «Портрет дамы с палитрой и кистями» и «Горный пейзаж с сидящей на переднем плане девушкой». Вероятно, после 1941 года четыре гравюры из альбома были утрачены и восполнены другими работами этого мастера. В альбом также вложена дополнительная 69-я гравюра Бартолоцци «Святое семейство с ангелом», не входившая ранее в состав этого комплекса. Когда и кем это было сделано, где утраченные в настоящее время листы — тоже будет дальнейшим предметом исследование.
До настоящее времени неизвестно, каким образом попала альбом в императорскую библиотеку. Судя по королевскому гербу Бурбонов на обложке, альбом был создан в формате гран-фолио в 1815–1830-х годах. Вполне возможно, что он, в свою очередь, является военных трофеем. Французское происхождение подтверждает штамп, содержание которого тоже подлежит дополнительному изучению.
Для возвращению альбома законному владельцу потребовалось специальные разрешения ЮНЕСКО, хотя миланский антиквар считается его законном приобретателем
В церемонии, посвященной возвращению в музейную коллекцию раритета, приняли участие генеральный консул Королевства Испании в Санкт-Петербурге Феликс Вальдес Валентин-Гамасо, директор музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова, сотрудники музея.

Помощь в переговорах о приобретении альбома оказали Министерство образования, культуры и спорта Испании, Посольство Испании в Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации. Старинный фолиант закуплен на собственные средства ГМЗ «Царское Село »
После тщательного изучению альбом гравюр Франческо Бартолоцци будет храниться в фонде графики музея и участвовать в различных тематических выставках; в дальнейшем войдет в экспозицию Александровского дворца после завершения его реставрации.
Францеско Бартолоцци (1727–1815) – итальянский живописец и гравёр. Учился во Флоренции у своего отца, золотых дел мастера, и во флорентийской Академии художеств. В Риме и Венеции освоил техники пастельного рисунка и акварельной миниатюры. В гравюре на меди удачно воспроизводил характер живописи венецианских мастеров. В 1764 году переехал в Лондон, где стал придворным гравёром и виртуозом в области «пунктира» – гравюры на металле. Удивительные тонкие рисунки — воспроизведение картин, в том числе Тьеполо и Гверчино