В Петербурге представили пять концепций развития Конюшенного ведомства, судьбу которого не могут решить уже несколько лет. На его территории предлагали сделать апарт-отель, против проекта которого возражали градозащитники. Город выкупил здание, предоставив инвестору другие площадки. Несколько раз в течение последних лет выставлялись различные проекты его реконструкции, однако до сих пор не единой концепции этого общественного пространства.

Немного истории.

Первое здание придворных конюшен на Южном берегу Мойки было возведено по проекту Николая Фёдоровича Бебеля 1722 — 1723 годах. Помимо конюшен зодчий разместил здесь сарай и жильё для служителей. Корпуса возводились вплоть до 1734 года при участии архитектора Михаила Григорьевича Сенцова. Здание состояло из двухэтажных корпусов, образующих замкнутое каре. По центральной оси были возведены два павильона. Главным считался Северный фасад, выходящий на Мойку. Над южным в 1736 году была устроена деревянная Конюшенная церковь, перестроенная в камне в 1746 году.

Во второй половине XVIII века было создано несколько проектов перестройке здания придворных конюшен, но ни один из проектов не был реализован. В 1810 году корпуса находились в аварийном состоянии. 1816 году обследование проводил архитектор Василий Петрович Стасов, в том же году он был назначен строителем конюшен и разработал проект их перестройки. Работы велись 1818 — 1823 года, здание было практики полностью перестроено. Он сохранил только общую планировочную композицию с использования капитальных стен двухэтажных корпусов, выходящих на площадь, и основного объема Северного павильона. Стасовым были возведены корпуса вдоль набережной мойки и западный дугообразный между северным и южным павильона ми. В 1865 году здания императорских конюшен были частично перестроено по проекту Георгия Фёдоровича Гросса. Были изменены композиционный декор фасадов с переоформлением в стиле эклектики и неоренессанса. Заложены воротные проезда в различных частях здания. Вероятно в тоже в тот же период были устроены перекрытия в боковых павильонах, превратив их трехэтажные с устройством новых лестниц. 1866 году возведены одноэтажные службы во дворе здания.

В начале двадцатых годов 20 столетия в здании разместилась автобаза, церковь была закрыта, часть корпусов и дворовые строения были переоборудованы под гаражи. В блокаду в Восточное крыло попала бомба, разрушив половину сводчатого перекрытия. С 1946 по 2001 год корпуса конюшенного ведомства использовались как гараж МВД Ленинградской области.

В 1958, 1965 и 1973 годах проводились ремонтные работы с частичной перепланировкой и демонтажом конструктивных элементов в XIX века и проведением новых коммуникаций.

С начала двухтысячных годов до передачи его Государственному музею истории Санкт-Петербурга помещения конюшенного ведомства использовались редко. В 2017-18 годах зал Манеж был отреставрирован для проведения выставок. В течение указанного срока были также проведены срочные противоаварийные работы по сохранению ансамбля, поскольку состояние кровли не позволяло проводить постоянные экспозиции.

Сегодня один из самых знаковых памятников архитектуры Петербурга находится в весьма удручающем состоянии и уже давно ждет решения своей участи. По словам председателя Комитета по инвестициям Романа Голованова сегодняшний показ — это старт обсуждений. Перед тем как запускать работу, город и общественность должны определиться, что здесь должно быть в будущем.

Представленные проекты предусматривает как их бюджетное финансирование, так и возможность заключения с инвесторов концессионного соглашения. Иными словами, здания в любом случае остаются в собственности города.

Особую тревогу у инвесторов вызывают такие критические точки, как загрязнение территории остатками горюче-смазочных материалов и сползание берега Мойки со стороны Северного фасада. Если с загрязнениями ещё можно как то справиться, например, как в предложенной в одном из проектов обустройством амфитеатра, расположенного на месте вывезенных грунтов, то проблема набережной практически никем не рассматривалась, ограничив проекты северным павильонов и  возложив решение этого вопроса на  городскую администрацию. Но, однозначно, это будет прогулочная зона без движения транспорта. В проектах я не увидела предложений по обустройству спусков к реке для остановок экскурсионных теплоходов.

Те проекты, которые предложены инвесторами, предполагают обустройство большого количества коммерческих помещений как в самих корпусах, так и во внутреннем дворе. На город в этом случае возлагается ещё и вопрос паркинга под площадью или Конюшенным каре, без которого практически проект не может быть реализован.

Два проекта, предложенных городскими структурами, более логичны с точки зрения сохранения культурного наследия, хотя в них не усматривается, как и в других, какой либо исторической привязки комплекса в целом.

Интересно смотрится, но сложноосуществима концепция создания музейного квартала, в который, помимо конюшенных корпусов включается комплекс находящихся напротив конюшенного двора с пробивкой некогда бывших, но ныне отсутствующих проходов от Большой Конюшенной улицы до канала Грибоедова от дворов Капеллы.

Что ещё вызвало сомнение — обустройство самой Конюшенной площади. В большинстве проектов она озеленена городскими структурами, однако непонятно, как это возможно будет сочетаться с организацией фанзон, так полюбившихся болельщикам.

Выставка проектов будет открыта ещё месяц, и вы сможете сами поучаствовать в обсуждении. Администрация города планирует до конца года закончить все дискуссии и уже в 2020 году объявить конкурс. Мне кажется, что, хотя сроки и поджимают — корпуса находятся в предаварийном состоянии — эта дата сложноосуществима, поскольку пока не проведено полное историко-культурное обследование.