Часть II

Изолированный участок

Экспозиция в Таршине разграничена странным образом – значительная часть помещений закрыта для посетителей. Несколько интересных участков полностью изолированы. Один из них расположен в центре комплекса. Посетители не задерживаются у перекрытого стойками прохода, кто-то останавливается на пару секунд, чтобы сделать дежурный снимок и идет дальше. Действительно ничего примечательного в комнате овальной формы нет. Её интерьер собран небрежно, кривая конструкция в виде дольмена и невысокие стены из камней разной формы и размера, словно вот-вот развалятся.

Зачем же понадобилось устраивать этот цирк? По всей видимости, для того чтобы отвлечь внимание туристов и скрыть то, что находится на заднем плане.

Я не собирался тратить время на осмотр новодела, но взгляд неожиданно остановился на странном объекте за шаткой стеной. Там возвышалась серая громада – монолитный блок высотой более 2-х метров с обтесанными стенами. Причем в нём просматривался большой оконный или дверной проём, аккуратно вырубленный в монолите толщиной от полуметра.

Таинственный монумент напомнил мне знаменитые Ворота Солнца (Inti Punku, Puerta del Sol) в Тиауанако – город мертвых в Боливии. Они высечены из цельного блока серо-зеленого андезита, высота ворот составляет около 3 метров, ширина – 4 метра, а толщина – полметра.

Замеченный мною объект похож на заготовку, из которой собирались изготовить портал наподобие Ворот Солнца. Монумент в Таршине явно недоработан. И что важно, это не конструкция из нескольких мегалитов, вплотную подогнанных друг к другу. Заготовка вытесана из монолитного блока без щелей и зазоров. Если так, то его вес должен составлять не менее 50 тонн.

Как же такой мегалит умудрились вырубить, обработать и транспортировать в каменном или бронзовом веке? Этим же вопросом, очевидно, задались археологи и решили оставить его без ответа. Они спрятали гигантскую заготовку подальше от любопытных глаз, заслонили его ложной стенкой и таким образом избавились от лишних объяснений. Но, это ещё не всё!

Туристическая тропа обходит стороной несколько апсидальных помещений-камер, к ним невозможно пробраться. Перелезать за ограждения запрещается, за порядком следят смотрители и десятки видеокамер. Разглядеть же со стороны изолированный участок можно только с высокого подиума, который окружает весь мегалитический комплекс по периметру. Даже с дистанции 8-10 метров отчетливо видна разница в технике строительства помещений-камер и восстановленной экспозицией.

Я нашел подходящую точку на подиуме, наиболее приближенную к камерам и навел на них объектив фотоаппарата. Максимально приблизив фокус и добившись четкости изображения, я сделал серию фотографий, чтобы разглядеть все детали странных помещений.

Апсидальные стены возведены из оригинальных мегалитов. Отсутствие потолков позволяет рассмотреть внутреннее пространство и толщину стен. В первоначальном виде без переделок остались три камеры, расположенные друг напротив друга и разделенные внутренним коридором. Четвертая была когда-то демонтирована, от неё ничего не осталось. Недавно реставраторы восстановили исчезнувшее помещение, но сделали это довольно странным способом. Они использовали не копии мегалитов, а грубо-обработанные мелкие камни. Результат получился нелепым.

Все камеры когда-то были возведены одинаково посредством соединения 19-ти массивных мегалитов, идеально отшлифованных и подогнанных друг к другу. Однако часть из них не сохранилась, поэтому в оставшихся трех камерах можно насчитать разное количество блоков. Практический полный комплект из 18-ти камней сохранился в самом близком к подиуму помещении. В нем отсутствует только один блок – верхняя панель входной арки, оставшиеся камни стоят на своих местах и восхищают идеальными пропорциями, качеством обработки и состыковки.

Техника обработки мегалитов и их конструкция чем-то схожа с сооружениями инков в Перу. В них есть общие элементы.

Никаких украшений или декора на стенах внутри камер нет. И это довольно необычно для действующего храма. Жрецы всячески украшали святилища узорами и религиозной символикой. К слову, узоры на камнях в Таршине есть, даже встречаются рисунки с животными, их достаточно грубо и примитивно выбили на некоторых блоках. Но внутренние стены в камерах чистые и гладкие без малейших следов росписи.

Интересно, что вход в камеры не закрывался. Порталы в каждом помещении сложены из трех мегалитов, два стоят вертикально, а третий когда-то лежал сверху – горизонтально. На вертикальных камнях по углам видны глубокие выемки, в которые ложился верхний блок. Ни в одной камере верхняя часть порталов, увы, не сохранилась.

Площадь в камерах настолько мала, что жить в них или совершать культовые обряды было бы весьма проблематично. Толстые апсидальные стены без окон (полное отсутствие солнечного света и свежего воздуха), не закрывающийся вход, низкий потолком (около 1,5 метра) – эти условия никак не подходят для обрядов и тем более жизнедеятельности. Такие помещения напоминают бункер, склад или погреб, а не жилые дома или многокомнатные квартиры.

Мегалиты, образующие камеры, были тщательно обтесаны не только с внутренней, но с внешней стороны. Это хорошо видно, стоит только обогнуть подиум и спуститься вниз, чтобы рассмотреть гигантские блоки с более близкого расстояния.

 

Миссия невыполнима

Я дам волю воображению и предложу собственные версии появления на Мальте мегалитических комплексов. Давайте представим, что древние зодчие появились на острове в составе экспедиции или исследовательской миссии. Может это были гости из Южной Америки, Африки или другого континента, которые искали полезные ископаемые или место для переселения? Но, это неважно. Выполнив миссию, гости не собирались задерживаться на острове, поэтому они не теряли время на благоустройство и застройку местности.

Миссионеры не строили дома, дороги, коммуникации, не проводили ирригацию и не развивали сельское хозяйство и т.д. Они находились в постоянном движении, передвигались с одного места на другое, выполняя какие-то задачи, и при этом чувствовали себя в полной безопасности.

Откуда такое предположение? Смотрите, если бы экспедиции грозила реальная опасность нападения или любой угрозы извне, то её участники приняли бы серьезные меры. Они построили бы на Мальте оборонительные сооружения с высокими крепостными стенами из мегалитов. Как, например, это сделали древние жители высокогорных районов в Перу.

Но ничего подобного на Мальте не обнаружено.

Может оборонительные сооружения со временем разрушились, и от них не осталось и следа? Тогда почему уцелели мегалитические святилища?

Если же крепостей действительно не существовало, то получается, что среда обитания миссионеров была безопасной и не представляла для них угрозы.

Может в те далекие времена, когда экспедиция прибыла на Мальту, остров ещё не был заселен? Или аборигены оказались вполне миролюбивыми и приняли иноземцев за богов. Это непринципиально в моей версии. Приближусь к сути.

Сколько времени обычно занимают экспедиции? В наше время они могут длиться от нескольких дней, недель и месяцев до года и более. Однако сроки пребывания миссии на Мальте, очевидно, растянулись на несколько лет или с ними произошло что-то непредвиденное – неизлечимая болезнь, настигла эпидемия, последствия природной стихии, катаклизма. Не знаю, по какой причине, но члены экспедиции вскоре стали умирать.

С чего я это взял? Да, потому что подземные камеры в Таршине напомнили мне захоронения фараонов в Долине царей. Древние египтяне тоже сооружали под землей усыпальницы с камерами для погребения фараонов, их родственников и свиты. Только они вырубали усыпальницы в скале, прогрызая её в глубину на десятки метров, а миссионеры сооружали подземные некрополи из мегалитов. Суть-то одна!

Увезти усопших на родину – в Южную Америку или на другой континент, миссионеры, очевидно, не могли. Путь был неблизким. Закапывать трупы или топить их в море не стали, поэтому спроектировали и построили скромные подземные сооружения, чем-то схожие с древнеегипетскими склепами.

Маленькие камеры с низкими потолками в Таршине идеально подходят в качестве места почетного захоронения усопших миссионеров. Никаких излишеств в них нет, интерьер предельно аскетичен. У древних же египтян было всё по-другому. Они расписывали стены иероглифами, красочно изображали героев и сцены из Книги мертвых, рисовали усопших в роскошных костюмах и амуниции, добавляли к композиции рабов, которые продолжали служить своим хозяевам после смерти.

Я спускался в подземные усыпальницы фараонов в Долине царей, где нашли уцелевшее погребение юного Тутанхамона. До сих пор вспоминаю, каким облегчением было укрыться от 50-тиградусной жары и палящего солнца в прохладной тени тоннеля, уходящего глубоко под землю. Но, радость от прохлады оказалась непродолжительной. Чтобы добраться до камер с саркофагами, пришлось спускаться в сгорбленном состоянии по узкому проходу с деревянным помостом, круто уходящему вниз. В любой момент можно было оступиться или споткнуться об торчащие доски и покатиться вниз. Каждый шаг в тоннеле нужно было контролировать и крепко держаться за канаты имитирующие поручни. Спуск на глубину более 50 метров занял 10-15 минут, а подъем еще больше.

Для меня остается загадкой, как египетские рабы, строившие усыпальницы с глубокими тоннелями, могли спускаться вниз и подниматься вверх с тяжелыми корзинами щебня, песка и расколотой породы без деревянных лестниц, сооруженных для туристов. Местные гиды уверяли нас, что для рабов никакие лестницы не сооружались, они цеплялись за канаты и ползли с неподъемной ношей по неровному каменному полу, раздирая в кровь ладони и колени.

Из-за бесконечных спусков и подъемов рабы отшлифовали скалу босыми ногами так, что превратили пол тоннеля в каток. А мы налегке с фотоаппаратами еле-еле спускались по деревянным ступенькам и ворчали, не понимая, почему для посетителей гробницы до сих пор не установлен эскалатор.

Добравшись до усыпальницы какого-то фараона, я испытал горькое разочарование. Подземный некрополь был невелик, в центральной камере стоял огромный саркофаг (естественно пустой), который нельзя было фотографировать. Строгий смотритель следил за каждым шагом и движением рук, и тут же издавал вопль, если я поднимал фотоаппарат с намерением сделать хоть один кадр. Однако стоило предложить охраннику немного денег, как он тут же смягчился и повернулся ко мне спиной, словно ничего не видит. Увы, вспышкой в усыпальнице пользоваться нельзя, поэтому несколько кадров, сделанных за спиной бдительного араба, оказались далеко не лучшего качества.

Осматривая усыпальницу с комнатами-камерами, в которых лежали саркофаги поменьше, я не переставал удивляться грандиозности и бессмысленности этого сооружения. Тысячи рабов, как кроты, сутками напролет скребли и выгрызали скалы, вручную прорубали глубокие тоннели и катакомбы, расширяли подземные камеры, чтобы в них разместилось и навечно упокоилось несколько важных мумий со скарбом – одеждой, обувью, посудой, едой, напитками, предметами быта и несметными сокровищами. Эти богатства притягивали к себе не египетских богов из царства мертвых, а реальных грабителей из мира живых.

Все усыпальницы, найденные в Долине царей, были взломаны, разграблены и осквернены ещё во времена фараонов и древних римлян. Повезло лишь захоронению Тутанхамона, оно чудом уцелело, но на этот счет ученые продолжают активно спорить. Некоторые вообще сомневаются в подлинности найденной усыпальницы.

Расхитителями гробниц, скорее всего, являлись алчные сановники, руководившие проектированием и строительными работами. Только им было известно точное место – вход в тоннель, ведущий к сокровищам фараонов. Рабам совершить такое преступление было ни к чему, они всё равно не смогли бы распорядиться награбленным и что-то потратить.

Сколько тонн песка и размельченной скальной породы вынесли рабы в корзинах на поверхность – трудно себе представить. В Долине царей археологи раскопали десятки захоронений фараонов и жрецов. Многие усыпальницы еще прячутся под песками и ждут своего часа, но даже найденные гробницы потрясают воображение масштабностью работы.

Если всю породу, вынутую за 5 столетий из Долины царей, сваливали в одну кучу, то она явно превысила бы пирамиду Хеопса.

Возвращаясь к сооружениям в Таршине, хочется отметить скромность и рационализм первых поселенцев, которые не устроили на Мальте грандиозную стройку и не превратили остров в Долину царей. Хотя, если бы у миссионеров были в распоряжении тысячи рабов, то может они переплюнули бы фараонов Древнего Египта. Кто знает?

Я не стану выяснять, куда подевались мумии усопших миссионеров. Вполне возможно на Мальте орудовали местные расхитители гробниц, которые ещё в эпоху бронзы (может раньше или позже) вынесли из подземных камер всё, что в них находилось.

При этом я не настаиваю, что все мегалитические комплексы на Мальте являлись усыпальницами первопроходцев. Вовсе нет! Некоторые из них могли служить надежными складами или базами. Если так, то миссионеры не возили с собой весь свой скарб, часть имущества (оборудование, технику, провиант) они выгружали в подземные базы, а потом пользовались им по мере необходимости.

Не исключено, что базы с оборудованием и провиантом запечатывались на какое-то время и ждали появления новых экспедиций.

При проектировании и возведении усыпальниц или баз в расчеты закладывалась важная деталь – сейсмические риски, поэтому  стены объектов сооружались из многоугольных блоков, соединенных посредством полигональной технологии. Этот способ сочленения мегалитов с несколькими углами позволял гасить подземные толчки и уберегал комплексы от разрушительных землетрясений.

Природные катаклизмы случаются на острове довольно часто и способны разрушить до основания целые города, как это произошло, например, в XVII веке с Мдиной — первой столицей Мальты. В 1693 году мощные колебания земной поверхности уничтожили большую часть финикийских, древнеримских и мавританских построек, а мегалитические объекты устояли.

Музейный комплекс в Таршине хоть и замаскирован новоделом и копиями экспонатов, но всё-таки сохранил уникальную работу первых строителей. В других же музеях этих следов оказалось гораздо меньше.

 

Храмы на краю утеса

Между высокими утесами Дингли и Blue Grotto (голубой грот) на юге Мальты находятся руины двух храмов – Хаджар-Ким и Мнайдра. Добраться до них самостоятельно можно разными способами, самым удобным из которых является прямой автобус №74. Он стартует каждый час с центрального автовокзала Флориана у крепостных стен Валлетты и довозит туристов до остановки Hagar, расположенной рядом с мегалитическими комплексами.

Святилища объединены в одном музейном комплексе под открытым небом, но это только реконструкции сооружений, их имитация по представлениям археологов и реставраторов. Как на самом деле выглядели доисторические памятники, никто не знает. Они находятся друг от друга на расстоянии 500 метров.

Соединяет святилища прямая дорога, по которой носится белый электромобиль – основное средство передвижения на полях для игры в гольф. Резвый гольфкар помогает усталым и пожилым туристам быстро преодолевать полкилометра за пару евро.

Во второй половине XVIII века на странные руины первыми обратили внимание англичане и провели исследования. Королевские инженеры сделали обмеры и составили детальный план всех сооружений, а наброски и гравюры руин были включены в специальные каталоги.

 

Рабочие выкопали несколько каменных алтарей, разные орудия труда и статуэтки. Многие из этих артефактов выставлены сейчас в музеях Валлетты и Лондона.

В ХХ веке изучение мегалитических храмов продолжились, ученые определили примерные сроки их возведения 3600-2500 гг. до нашей эры. Святилища Хаджар-Ким и Мнайдра были внесены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, чем привлекли к себе повышенное внимание археологов, историков, ученых и исследователей архитектурных памятников из разных стран мира.

Перед тем как показать мегалиты мировой общественности, власти решили облагородить руины, чтобы придать им, так называемый, товарный вид. Нельзя же было разочаровывать посетителей, демонстрируя им жалкие нагромождения необработанных камней и бесформенные блоки, разбросанные на обширной территории у края утеса.

За тысячи лет мягкий коралловый известняк – основной стройматериал, из которого возвели храмы, сильно пострадал от эрозии, выветрился и рассыпался. Поэтому показывать туристам особо было нечего. Приукрасить картину раскопок взялись реставраторы, они устроили из руин второй Диснейленд.

 

Святилище из костей динозавров

В начале XXI века забытые святилища обрели вторую жизнь. Перед осмотром мегалитов туристов приглашают в кинозал на просмотр анимационного фильма в 3D-формате. Сюжет фильма, конечно, основан не на реальных событиях. Авторы картины придумали и красочно продемонстрировали, как язычники возводили святилища, какими инструментами пользовались, как транспортировали огромные блоки и складывали из них стены.

В целом фильм мне понравился, особенно в тот момент, когда с потолка неожиданно брызнули прохладные капли, и я реально ощутил и пережил разыгравшуюся на экране стихию – проливной дождь. В промокшем состоянии мы неспешно покинули кинозал. Через пару минут одежда высохла под лучами средиземноморского солнца.

Я начал осмотр руин Хаджар-Ким с мегалитического портала, ведущего внутрь святилища. Выяснилось что это тоже декорация, возведенная из современных стройматериалов, и к древним зодчим не имеет никакого отношения. Несколько ярусов псевдо мегалитов поставлены друг на друга, чтобы произвести впечатление. Многие туристы, не вникая в подробности, искренне удивляются, широко открывают рот и начинают фотографировать этот новодел.

Англичане, обнаружившие святилище Хаджар-Ким в XVIII веке, сейчас бы не узнали его. Комплекс весь перестроен, его собрали из камней-имитаций за исключением 20-тонного блока, установленного во внешней стене.

С другой стороны новодела есть ещё несколько оригинальных обломков кораллового известняка, напоминающих ребра, тазобедренные кости и другие части скелета динозавров. Эти необработанные мегалиты, возможно, как раз появились в каменном веке.

Что касается следов древних зодчих, то в Хаджар-Киме их сразу не заметишь.

Внутренние помещения святилища напоминают неправильно собранный конструктор, стены сложены из разных и явно посторонних камней, не подогнанных друг к другу. Между ними огромные щели, где-то они заделаны мелкими камнями, забутовка грубая и неуклюжая.

Возможно, миссионеры побывали в Хаджар-Киме и возвели здесь какое-то сооружение, но от него ничего не осталось. Язычники каменного века демонтировали и перестроили древний комплекс, нагромоздив его необработанными блоками и обломками кораллового известняка.

Археологи раскопали несколько оригинальных мегалитов, к которым приложили руку первые строители, но не нашли им применения. Гладко обтесанные камни с выемками, похожими на те, что я видел в Таршине, приставлены к чужим камням и малозаметны. Всё очень запутанно.

Обработанных мегалитов в Хаджар-Киме практически нет, большая часть камней – это обломки, отколотые от материнской породы. К первым строителям они не имеют отношения. А вот аккуратные блоки можно пересчитать по пальцам. Они перемешаны и сложены вместе с коралловыми монолитами. Один из «чужих» блоков находится внутри святилища и выбивается из общей картины. Он явно установлен не на своем месте. Мне этот мегалит напомнил часть дольмена с дверным проемом, который я увидел в Таршине.

У мегалита с дверным проемом в Хаджар-Киме очень странная форма. По всей видимости, он также являлся частью дольмена, но смежные блоки исчезли, и одинокий камень просто вмонтировали в стену. И вновь меня удивил размер вырубленного в камне прохода высотой чуть более метра, и шириной 60-70 см. Взрослый человек втиснется в этот проем с большим трудом, а для детей его вряд ли сделали. Причем, закругленный проход вырезан в форме дверного косяка, в который по идее должна была входить сама дверь. Из чего же тогда была изготовлена дверь, неужели из камня?

Куда вёл этот дверной проём и где изначально находится – остаётся загадкой. Но, это, скорее всего, единственная зацепка в поиске доисторических следов. Правда, в храме есть ещё один мегалит с похожим проемом, но он вырезан по-другому, явно грубее и с неровными сторонами.

В святилище Хаджар-Ким искать больше было нечего. Восстановленные руины, честно говоря, расстроили меня и от предстоящей встречи с храмом Мнайдра я уже ничего особенного не ждал. Но, к счастью, я ошибался.

 

Продолжение следует

 

Анар Гасимов, журналист-историк, член Союза журналистов России