Впервые о петроглифах я узнала из книги, прочитанной ещё в детстве. Она называлась «Листы каменной книги» и повествовала о древних поморах, их нравах и обычаях. Её автором был человек, открывший это земное чудо — А. М. Линевский, в 1926 году просто студент — этнограф. Это просто отложилось в дальних уголках памяти.

Второй раз на фасаде Фондохранилище Эрмитажа я заметила эти необыкновенный рисунки, воспроизведённые с достаточной точностью. Как оказалось, в отделе археологии есть даже огромный камень  из этой летописи времен.

Наверное, поэтому я предполагала увидеть в своём очередном путешествии в Карелию  высокие скалы, сплошь расписанные древними художниками, но ошибалась. Мы оказались на огромном каменном плато,  по которому  туристы ходили и рассматривали то, что сотворено 5-6 тысяч лет назад, то есть задолго до египетских пирамид.

Переходя от камня к камню, мы смогли увидеть,  как художники с огромной точностью, какой можно было достигнуть в те времена с помощью простейших инструментов, рассказывали нам о себе. Конечно,  приходилось немного додумывать увиденное, хорошо рассмотреть рисунки можно при определённом свете. Но спасибо ученым разных стран — они разработали множество методик съёмки, что позволяет нам увидеть мельчайших следы, которые, дополняя друг друга, складываются в единую картинку.

Вот охотники вышли на лосей

Лыжники

Вот добрый человечек, которому, как гласит поверье, нужно почесать животик, и он исполнит ваше желание

Но, боюсь, в этом случае, если всем будут рассказывать о таких поверьях, от человечка скоро ничего не останется

Вот злой человечек, он что то украл у соседей 

Морская охота на белуху

Что интересно, до сих пор не очень ясно, кто делал соседние рисунки и в какое время — возможно, между ними века и тысячелетия. Вот на этом ниже — фрагмент охоты на медведя

К огромному сожалению, нам не удалось посмотреть «Бесовы следки» — павильон, которым прикрыта довольно крупная роспись.  К 100-летию Карелии обещают возобновить работу после реконструкции и приспособления к современным условиям. Это его главный петроглиф: 8 следов голыми пятками и сверху то ли божество, то ли бес.

Сейчас петроглифы практически никто не охраняют — территория просто относится к лесному фонду. В настоящее время подготовлен пакет документов для включения этого места в список культурного наследия ЮНЕСКО, но до этого времени любой может выцарапать свое имя на древних камнях, как сделал некто «ИГОРЬ». Было стыдно.

Мне кажется, пока не будет территория передана в музейный фонд, пока не будет охраны и освещения, нельзя проводить там музыкальные фестивали, как было в этом году. Но существует коммерческая сторона вопроса, и нужно смотрителям на что то выживать. В этом году выделены средства на ремонт дорожки, ведущей к плато, есть проект реставрации моста. Это природный объект, конечно, но иметь там один туалет дачного типа непозволительно.

Сейчас в этом музее под открытым небом работают энтузиасты, сотрудники музея «Беломорские петроглифы» . Но неужели не найдётся спонсор, готовый перекинуть электрическую линию от проходящей по территории ЛЭП?

Вопросов много. Но они все решаемые при доброй воле участников

Запомните: это расположено в местечке Залавруги, там дивная карельская природа

 

 

Частично фото с сайта музея brkm.ru