Для меня век шпалер закончился в 18 веке с их уничтожения во время французской революции. Ещё бы, в них содержалось золото, поэтому революционеры с таким жаром сжигали их, чтобы получить горстку пепла и каплю драгоценного металла. В дальнейшем золотые нити ушли из употребления. С одной стороны, дорого. С другой — они со временем темнели, придавая шпалер неаккуратный вид. При Наполеоне это вид искусства стал возрождается, хотя назначение шпалер стало несколько иным. Это были уже не картины, а панно, ширмы, обивка мебели.
Мы привыкли рассматривать старинные шпалеры в Тёмном коридоре Зимнего дворца, а сейчас Государственный Эрмитаж пригласил посмотреть, каким стало это искусство в XIX-XX веках, уже в обновлённых залах Главного штаба. Выставка готовилась около двух лет, за этот срок некоторые ковры успели пройти реставрацию, а другие просто сняли с валов в Реставрационном комплексе в Старой Деревне, где сейчас находится их общее хранилище.
Да, это совсем другое, хотя мастеровые поддерживали привычные сюжеты, придавая коврам вид старинных, использую нити различных цветов. Пожалуй, самой «классической» можно назвать шпалеру «Поклонение волхвов», единственную в России из французской мастерской Морриса. Она была приобретена неутомимым коллекционером Сергеем Щукиным и хранилась в зале Гогена в его московском доме. На сегодняшний день известны ещё девять повторений этой композиции.
Искусство ткачества гобеленов интернационально. Сначала это было чисто голландское производство, затем его перехватили французы. В конце 19 века появились совместные предприятия, на которых использовался опыт голландских мастеров и французские приёмы ткачества. Именно в подобной мастерской Николай II разместил заказ на изготовление 15 шпалер для Салтыковской лестницы Зимнего дворца, которая объединяла жилые комнаты царской семьи и их детей.
За основу были взяты картины Фрагонара и Буше. Ковры имели арочную форму для декорирования пустующих ниш между этажами. Удивительно, но этот заказ был выполнен всего за год! Сколько же надо было иметь ткачей, обладающих высокой квалификации, чтобы завязать эти миллиарды узелков! Ведь на 1 см ковра размещено 10 тончайших шёлковых нитей…
К 1926 году гобеленов осталось только 14 — революционный годы поглотили один. И сейчас стараниями хранителей и реставраторов они выглядят великолепно: приглушенный охристый тон, как будто немного выгоревший, возвращает нас к тем временам.
Шпалеры служили и прекрасными дипломатическими подарками. Президент Франции Раймон Пуанкаре преподнес серию «Времена года» императрице Александре Фёдоровне во время своего визита в Санкт-Петербург в 1914 году. По виду они очень отличаются от предыдущих. Стиль ар-нуво предполагает немного более текучие извилистые линии, что прекрасно отображено на представленных на выставке шпалерах.
Но были и такие шпалеры. Это портрет Джузеппе Верди, выполненный в 1901 году.
Здесь же представлено несколько образцов шпалер в непривычном для нас исполнении — абстрактные рисунки на ярком фоне. Это очень необычно. Я бы никогда их так не назвала. Но, Время, вперёд! Лет через 100 они тоже станут шедеврами.