Наталья Николаевна Пушкина после гибели мужа безвыездно жила в Полотняном Заводе, калужском имении Гончаровых, и вернулась в Петербург в начале ноября 1838 года. Главным мотивом ее возвращения в Санкт-Петербург, очевидно, были сыновья, которым надо было дать образование, и именно в столице была возможность устроить их в учебные заведения на казенный счет. В Петербурге она жила довольно уединенно, занимаясь подросшими детьми и общаясь с друзьями и родственниками покойного мужа, в том числе с его отцом Сергеем Львовичем, часто навещавшим внуков и невестку. Материальное положение семьи по-прежнему было тяжелое, несмотря на назначенную государственную годовую пенсию.
Это небольшой портрет (47,7 х 42 см) Натальи Николаевны Пушкиной работы шведского художника Карла Петера Мазера создан в первые годы ее вдовства. Она изображена стоящей у полосатого кресла в черном рединготе с широким белым воротником. Гладко расчесанные спереди волосы уложены сзади в виде подковы, в ушах крупные серьги. На кресле красная шаль, шляпа и зонтик. Фоном портрета служит драпировка справа и осенний пейзаж слева на переднем плане. Трагическая утрата и жизненные невзгоды читаются в утомленном взгляде, во всем строгом и спокойном облике вдовы поэта.
Художник Мазер родился в Стокгольме, там же обучался живописи, затем учился в Париже, а в 1838 году приехал в Петербург. Будучи человеком активным, любознательным, Мазер много путешествовал, сопровождая свои передвижения зарисовками быта и природы. Он ходил с бурлаками по Волге от Нижнего Новгорода до Астрахани, посетил Кавказ, Урал. В 1848 году во время путешествия по Сибири (Кяхта, Иркутск, Красноярск, Томск, Омск, Ялуторовск, Тобольск) художник создает портреты декабристов С. Г. Волконского, И. И. Пущина, И. Д. Якушкина, А. В. Поджио. В Тобольске он начал писать коллективный портрет жены и детей А. М. Муравьева, но местные власти работу запретили и в конечном итоге выслали художника из города.
Портрет Натальи Николаевны попал в Пушкинский музей Императорского Александровского Лицея от некоего А. А. Журавлева и хранился там до 1917 года, затем был передан в ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН. В 1953 году портрет поступил в собрание Всесоюзного музея А.С. Пушкина.