Как сказала директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая, думала ли когда нибудь Екатерина II, что домик, задуманный как модная игрушка, просуществут более 250 лет?
Когда реставраторы приступили к работам в Китайском дворце Ораниенбаума, было не очень понятно, с чего начинать спасение этого сокровища. Решили, что нужно восстановить фундамент, поскольку подземные воды постоянно ухудшали его состояние. Дворец в зимнее время не отапливался, весной все стены были в потоках воды. Великолепное убранство Стеклярусного кабинета было «подновлено» красками
На сегодняшний день буквально спасены и уже принимают посетителей 10 залов, появилась возможность приступть к полномасштабной реставрации его западной половины. Именно в этой части дворца располагаются комнаты Екатерины II, в числе которых и знаменитые китайские кабинеты. К лету 2020 года взору публики предстанут два зала – Штукатурный покой, декорированный тончайшей лепкой и живописью, и Малый китайский кабинет, стены которого украшены расписным шелком.
Китайский дворец, возведенный в конце 1750-х — 1768 гг. итальянским зодчим Антонио Ринальди, является частью дворцово-паркового комплекса «Собственная дача» императрицы Екатерины II. Несмотря на внешнюю сдержанность и некоторую строгость, внутреннее убранство дворца радует глаз удивительной изысканностью оформления. Исключительную ценность представляют наборные полы, созданные русскими столярами по рисункам А. Ринальди, коллекция плафонов, выполненных художниками Венецианской Академии художеств и лепное убранство залов, исполненное Альберто Джани из модного в эпоху рококо искусственного мрамора.
Штукатурный покой получил свое название благодаря тончайшему лепному декору зала. Это уютное помещение предназначалось для светского времяпрепровождения, чему соответствовало его богатое художественное убранство и живописное оформление. Стены и потолок украшают посвященные теме любви полотна с изображениями мифологических и литературных героев. Мебельное убранство покоя составляют резные золоченые банкетки и табуреты русской работы 1760-х годов, а также бюро-цилиндр наборного дерева, выполненное во Франции для Китайского дворца около 1766 года.
В Малом китайском кабинете нашло свое воплощение стилевое направление «шинуазри» (в переводе с французского – «китайщина»), которое было широко распространено в убранстве дворцового интерьера XVIII века. Его отделка находится в определенном контрасте с другими помещениями дворца из-за строгих геометрических орнаментов в сочетании с затейливым растительным узором. Стены затянуты золотистым шелком, воссозданным по сохранившемуся образцу китайского шелка XVIII века из исторической коллекции Ораниенбаума: он расписан изображениями экзотических птиц, бабочек и цветов. Пол Малого китайского кабинета принадлежит к числу лучших образцов наборного паркета как по изяществу узора, так и по богатству цветовой палитры пород древесины. В паркет включены фигурные вставки с китайскими иероглифами и искусное изображение вазы с веткой цветущего фруктового дерева.
«Помощь в сохранении и восстановлении российских шедевров архитектуры является одним из приоритетов социальной политики «Газпрома». В рамках этой работы мы реализуем множество проектов, включая финансирование реставрационных работ в Китайском дворце, – комментирует начальник Департамента — пресс-секретарь Председателя Правления ПАО «Газпром» Сергей Куприянов. — С 2009 года мы выступаем постоянным партнером ГМЗ «Петергоф» в сохранении уникального памятника русской архитектуры XVIII века. За это время отреставрированы и доступны для посетителей десять из семнадцати залов. В cледующем году мы планируем завершить работы еще в двух залах Дворца: ъМалом китайском кабинете и Штукатурном покое».
«История реставрации Китайского дворца – это история, не имеющая аналогов. Группа «Газпром» полностью взяла на себя финансирование реставрации интерьеров. Фасад был уже готов, но благодаря поддержке ПАО «Газпром» у нас есть возможность каждый год открывать отреставрированные залы. История этого дворца уникальна. Идеи китайской философии привил Екатерине Великой ее постоянный корреспондент Вольтер. Екатерина II ввела понятие «китайская мудрость», она стала строить китайские дворцы, она писала китайские сказки для своих внуков. Ее увлечения отразились в Китайском дворце: интерес к Востоку, желание быть с веком наравне, абсолютно французская традиция легкой фривольной обстановки. Все, кто приезжал в Ораниенбаум, всегда были потрясены этим зданием», – делится директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая.