Все мы знаем этого Петербургского Ангела, который нашёл местечко на скамейке в Измайловском саду рядом с Молодежным театром на Фонтанке. Он появился здесь в 2012 году и для многих стал как символом театра, так жителем нашего города.
По словам автора, художника Романа Шустрова, скульптура «Петербургский ангел» посвящена старикам из его ленинградского детства, носителям особенной душевной культуры и интеллигентности. Эти старики, пережив все невзгоды первой половины 20-го века (гражданскую войну, голод, сталинские репрессии, блокаду, потерю родных и друзей), сохранили в себе оптимизм. Они восстанавливали наш город из руин.
Сейчас ангел сидит на скамеечке в шарфике, который ему связали, беспокоясь за его здоровье обеспокоенные зрители театра. Но зимы как не было, так и нет.
Сегодня Ангел театра открыл собственную почту, чтобы с её помощью облегчить связь театра со зрителями. Отныне любой петербуржец или гость города может опустить в особый почтовый ящик свои письменные пожелания театру, загаданные желания или впечатления об увиденных спектаклях. Лучшие тексты будут опубликованы на странице Молодежного театра в социальной сети ВКонтакте и в Telegram, где даже страничка носит имя «Петербургский ангел».
В этом году Молодёжный театр отмечает сразу три юбилея.
Во-первых, это сорокалетие самого театра. Он был основан режиссёром Владимиром Малыщицким, который руководил им около 4 лет.Труппа театра пришла буквально на пустое место — им выделили летний каток, бывший театр Буфф,, в котором им самим пришлось и кафель отбивать, и мусор выносить буквально накануне премьеры. До сих пор в театре служат четыре человека, которые хорошо помнят это время. Ефим Падве провел в качестве режиссёра ещё несколько лет, после чего в 1989 году театр обрёл нового руководителя, Семена Спивака.
Во-вторых и третьих, Художественный руководитель Молодежного театра, н.а. России, лауреат премии Правительства России Семен Яковлевич Спивак в сезоне 2019/2020 гг.. одновременно отмечает 30-летие своего руководства театром на Фонтанке и 70-летие со дня рождения.
Сегодня нам удалось пройти не только по зрительным залам театра, но и по служебным помещениям. Кстати, пару раз в месяц театр организует подобные экскурсии для всех желающих. Это увлекательное путешествие за кулисы, где в каждом глотке воздуха ощущаешь запах театра.
Но стоит сначала вспомнить историю этой территории. Она восходит к началу 18 века, когда здесь располагался Измайловский сад по названию квартировавшего здесь Измайловского полка. Во времена Екатерины II здесь был обустроен Ботанический двор Академии наук. Уже в 19 веке недолго здесь хозяйствовали купцы братья Тарамовы, но уже в 1898 году за дело взялись купец из Ярославля Пётр Тумпаков, который в короткие сроки строит театр, получивший наименование Буфф — шутовской, комический. В послевоенные времена здесь был летний каток.
В начале 20 века был построен небольшой ресторан с эстрадой, на которой уже в советские времена выступали Любовь Орлова, Леонид Утесов и другие мэтры эстрады. Сейчас бывший театр Буфф, впоследствии летний каток, преобразились в прекрасный небольшой зал, где зрители практически сидят на сцене.
Вместо разваливающегося деревянного здания ресторана и эстрады в 2012 году по распоряжению губернатора В. И. Матвиенко был построен современный корпус, в котором реставраторы оставили некоторые детали из прошлого, например, металлические фермы, привезенные из Парижа ещё Петром Тумпаковым.
Да и вообще вся территория Измайловского сада находится под охраной государства. Даже дикий виноград на стене Малой сцены должен быть сохранен и обихожен.
Что нас ждёт впереди в связи с тремя юбилейными датами?
Масштабное празднование состоится в день рождения С.Я. Спивака – 14 июня. К торжеству будет осуществлен выпуск нового буклета театра, обновлена собственная стационарная экспозиция на Большой сцене, посвященная истории и современности Молодежного театра на Фонтанке, а также будет проведена временная выставка по истории театра в Измайловском саду.
Сейчас уже обновлён логотип театра. Да-да, на самую верхушку примостился наш Петербургский ангел. Пусть он хранит театр ото всех бед, он это может.