Всё знают имя Михаила Васильевича Ломоносова, нашего великого учёного. Но с трудом вспоминается, кто такой Дмитрий Иванович Виноградов. А вместе с этим он, пожалуй, одолел не меньше наук в российских и зарубежных учебных заведениях.

Они познакомились в Славяно-греко-латинской академии (Спасские школы) на территории московского Заиконоспасского монастыря. В 1735 году Дмитрий Виноградов и Михаил Ломоносов в числе других учеников были отправлены в Санкт-Петербург для продолжения образования в Академии наук. Затем в 1736 году Дмитрий Виноградов изучал химию, историю, физику и другие науки в университете Марбурга и в центре горнорудной промышленности во Фрейберге, а также совершил поездку по Германии для ознакомления с горными и заводскими предприятиями. Возвратившись в Санкт-Петербург в 1744 году, он успешно сдал экзамены и получил звание бергмейстера (горного инженера).
Но горным делом он в дальнейшем не занимался, посвятив себя изучению такой хрупкой материи, как фарфор.
В XVIII веке фарфор слыл роскошью и был востребован как раритетный материал, секрет которого долго оберегался Востоком. Долгожданное открытие тайны «чистого порцелина» произошло именно благодаря таланту и усердию Д.И. Виноградова.
Много лет на далёкой в то время окраине Петербурга он вновь и вновь пытался, создать массу, которая бы смогла пережить обжиг в печи, искал краски, которые бы не изменяли цвет под действием огня. Каждый свой более менее хороший образец он посылал императрицей Елизавета Петровна, которая, как дитя, радовалась его успехам. Но её жестокость, боязнь потерять рецепт «порцелайна», привели к тому, что Виноградов вынужден был жить в ужасных условиях завода под наблюдением приставленных людей. 38 лет — это тот возраст, до которого он смог дотянуть.

В этом году исполняется 300 лет со дня его рождения. Этой дате посвящена выставка «Посвящение Дмитрию Виноградову. Рождение фарфора “из земли российской”» Государственном Эрмитаже. К великому сожалению, никто не знает, как он выглядел, поэтому на Императорском фарфоровом заводе им. Ломоносова (какая несправедливость!) к этому юбилею сделали небольшую фигурку, которая венчает инсталляцию, в которую включены лучшие образцы из коллекции Эрмитажа.

Современные дизайнеры предложили конструкцию в виде большой буквы W — Виноградов — так клеймил свои работы великий труженик и мастер. И из неё как бы вылетают всполохи огня на чурбачках из ели — именно это дерево Виноградов нашёл самым лучшим для обжига русского фарфора.

В коллекции Эрмитажа также есть небольшая, чашечка, увитая виноградной лозой. Это дело рук самого мастера.
Значительным событием в жизни русского Двора стало долгожданное появление на императорском столе первого сервиза из отечественного фарфора – Собственного столового и десертного сервиза Елизаветы Петровны (не ранее 1756‒1762), предметы из которого экспонируются на выставке

13 витрин, 13 шедевров, назначением некоторых нам сейчас даже не очень понятны. Например, рюмочная передача. Это емкости, в которой перед подачей на стол хранили стеклянную посуду.

Или табакерка, какая то обманка, больше похожая на письмо, запечатанное сургучем.


Шахматные фигурки из фарфора — забава 18-19 веков, которые поштучно собирает Эрмитаж по всему миру.

Да, российский фарфор был несколько тяжелее китайского или мейсенского. Но здесь мы видим впервые зачатки той кобальтовой сетки, которая до сих пор считается фирменным знаком Императорского фарфорового завода.

Мода с годами меняется. Вот в 19 веке появляются фарфоровые яйца, которые дарили до того, как их стал делать Фаберже.

Да, было сложно создать российский фарфор, но какие русские останавливаются перед поставленной задачей. Именно этому посвятил свою жизнь великий подвижник Дмитрий Виноградов